Во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2012 г., утвердившего «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (журнал №125), письмом за № О-1303/014-26 от 05.04.2013 Председателя ОРОиК РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского МЕРКУРИЯ, предписывается всем Всокресным школам определить свою принадлежность к тому или иному типу посредством данного Руководства Скачать в .docx можно здесь), результаты нужно направить на имя руководителя Епархиального отдела по работе с ВШ иерею Михаилу Визгалову ppyvsh@mail.ru .
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 года воскресные школы подразделяются на три типа:
- Воскресная учебно-воспитательная группа;
- Воскресная школа (не имеющая статуса юридического лица являющаяся и структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);
- Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Данная диагностическая таблица поможет специалистам епархиальных ОРОиК, а так же директорам воскресных школ самостоятельно определить тип воскресной школы.
Признаки воскресной учебно-воспитательной группы:
- Воскресная учебно-воспитательная группа, как правило, располагается в приспособленном помещении и не имеет отдельных учебных помещений, туалетов и т.д.;
- В воскресной учебно-воспитательной группе количество преподавателей соответствующих требованиям п. 5.4 Стандарта к образованию педагогов менее 1/2 от общего количества преподавателей (без учета священнослужителей);
- В воскресной учебно-воспитательной группе Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы, учебный план и программы по вероучительным дисциплинам находится в состоянии разработки.
Следует отметить, что соответствие любому из вышеперечисленных признаков определяет статус воскресной школы как – воскресной учебно-воспитательной группы.
Признаки воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица:
- Наличие собственного помещения или арендуемого помещения с отдельными учебными классами гардеробной и санитарными комнатами;
- Наличие в штате не менее 1/2 преподавателей соответствующих требованиям, изложенным в п. 5.4 Стандарта (среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедшие катехизаторские курсы; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви);
- Наличие Программы учебно-воспитательной деятельности и учебного плана и программ по вероучительным дисциплинам;
Следует отметить, что только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа, не имеющая статус юридического лица.
Признаки воскресной школы — Центр духовно-нравственного воспитания, имеющей статуса юридического лица:
- Наличие всех признаков соответствия статусу — воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица[*];
- Наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, образовательного учреждения дополнительного образования.
Только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа, имеющая статус юридического лица — Центр духовно-нравственного воспитания .
Определив тип воскресной школы, необходимо заполнить одну из перечисленных далее таблиц, в соответствии со статусом Вашего учебно-воспитательного учреждения.
Заполнив одну из таблиц, ее необходимо передать в епархиальный ОРОиК. Епархиальный ОРОиК в свою очередь передает единый реестр в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации по электронной почте spootdelro@gmail.com.
Таблица № 1. Статистические данные, отражающие состояние воскресной учебно-воспитательной группы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ |
|
|
|
Указать число |
|
|
Перечислить что есть |
|
Перечислить что есть |
|
Да/нет |
6 Наличие интернета |
Да/нет
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ |
|
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
|
Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 2. Соответствие воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Наименование воскресной школы
- Наименование прихода
- Наименование епархии, викариатства, благочиния, где располагается
- Количество человек регулярно посещающих воскресную школу
Указать число
- Количество детей до 7 лет
Указать число
- Количество детей 7-11 лет
Указать число
- Количество детей 12-16 лет
Указать число
- Количество детей старше 16 лет
Указать число
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
- Где располагается ?
- Школьное помещение находящееся в церковной собственности;
- Арендуемое помещение;
- Сколько учебных классов?
Указать число
- Наличие санузла?
Да/нет
- Наличие оснащения для занятий? (парты, доска, наглядные пособия, компьютеры, интерактивная доска)
Перечислить что есть
- Наличие школьной библиотеки (в библиотеке обязательно наличие учебников, медиапособий и другой литература необходимой для преподавания)
Да/нет
- Используемая учебно-методическая литература
Перечислить используемое
- Наличие интернета
Да/нет
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ
- Количество воспитателей (преподавателей) в воскресной школе (включая директора).
Указать число
- Наличие священников (с богословским образованием), преподающих в воскресной школе.
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедших катехизаторские курсы (не включая священников).
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее богословское образование (не включая священников)
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви (не включая священников).
Указать число
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Наличие в школе Программы учебно-воспитательной деятельности.
- Наличие в воскресной школе учебного плана.
- Наличие в школе программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности.
- Наличие в воскресной школе дошкольной ступени.
- Наличие на начальной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой).
- 6. Закон Божий
- 7. Основы Христианской нравственности
- 8. Церковно-славяснкий язык
-
9. Основы хорового и церковного пения
- Наличие на основной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой).
- 7. Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»;
- 8. «Православное Богослужение» («Литургика»);
- 9. «Основы православного вероучения» («Катехизис»);
- 10. «История Христианской Церкви»,
- 11. «Христианская этика».
Таблица № 3. Соответствие Центру духовно-нравственного воспитания, являющегося самостоятельным юридическим лицом
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Наименование Центра
- Наименование прихода
- Наименование епархии, викариатства, благочиния, где располагается
- 4. Наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, в качестве образовательного учреждения дополнительного образования.
- Количество человек обучающихся в воскресной школе
Указать число
- Количество детей до 7 лет
Указать число
- Количество детей 7-11 лет
Указать число
- Количество детей 12-16 лет
Указать число
- Количество детей старше 16 лет
Указать число
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
- Где располагается ?
- Школьное помещение находящееся в церковной собственности;
- Арендуемое помещение;
- Сколько учебных классов?
Указать число
- Наличие санузла, учительской, актового зала ?
Перечислить что есть
- Наличие оснащения для занятий? (парты, доска, наглядные пособия, компьютеры, интерактивная доска, фортепьяно)
Перечислить что есть
- Наличие школьной библиотеки (в библиотеке обязательно наличие учебников, медиапособий и другой литература необходимой для предодавания)
Да/нет
- Наличие доступа в сеть Internet
Да/нет
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ
- Наличие воспитателей (преподавателей) в воскресной школе (включая директора)
Указать число
- Наличие священников (с богословским образованием), преподающих в воскресной школе
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания (не включая священников).
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее богословское образование (не включая священников).
Указать число
- Наличие преподавателей, имеющих начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви (не включая священников).
Указать число
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Наличие в школе программы учебно-воспитательной деятельности
Да/нет
- Наличие в воскресной школе учебного плана
Да/нет
- Наличие в школе программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности
Да/нет
- Наличие в воскресной школе дошкольной ступени.
Да/нет
- Наличие на начальной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой)
- Закон Божий
- Основы Христианской нравственности
- Церковно-славяснкий язык
- Основы хорового и церковного пения
- Наличие на основной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой)
- Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»;
- «Православное Богослужение» («Литургика»);
- «Основы православного вероучения» («Катехизис»);
- «История Христианской Церкви»,
- «Христианская этика».
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
- Реализуемые программы дополнительного образования
перечислить
- Количество педагогов реализующих программы дополнительного образования
Указать
- Количество педагогов реализуещих программы дополнительного образования имеющих профильное образование
Указать
[*] Данные признаки перечислены разделом выше.