Хотелось бы написать несколько слов для тех, кто приходит Креститься.
В повседневности обряд — это некое внешнее действие, за которым стоит внутреннее содержимое. Например, обряд ухаживания: юноша желая проявить внутреннюю симпатию, желая эту симпатию развить в любовь, внешне это выражает знаками внимания к девушке, а девушка их принимает.
В религии (слово религия значит «связь с Богом») обряд внешне выражает наши отношения с Богом: за Богом установленным, и Церковью хранимым, внешним нашим действием, стоит Его действие на нас.
В Святой Православной Церкви обряды, без которых невозможно быть с Богом, называются «СВЯТЫЕ ТАИНСТВА». И первое Таинство, без которого у человека нет доступа ко всем остальным — Таинство Святого Крещения.
В священнических молитвах, как и в Библии (2Кор.11:2), это Таинство уподобляется обручению или помолвке, т.е. последнему шагу перед полным единением мужчины и женщины в браке. Из этого следует важный вывод: пришедший креститься должен быть верным только БОГУ, который Себя открыл верующим ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Поэтому принятие мысли «Бог один, а каждый через свою религию идет к Нему» является ИЗМЕНОЙ БОГУ и препятствием к принятию Таинства. Здесь следует вспомнить, что и обычный обряд ухаживания может быть лицемерным, например, ради каких-то выгод. Про Крещение таких людей, верующих по-своему, св. Кирилл Иерусалимский засвидетельствовал: «Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (17-е Огласительное слово). А полное единение с Богом будет после Всеобщего Воскресения и Страшного Суда — когда и тела наши Бог воскресит и они станут «свежее, нежели в молодости» (Иов.33:25), не будут нуждаться в пищи и питии, в половых отношениях (Лк.20:35), они будут такие же как у Христа после воскресения из мертвых: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его«(Флп.3:20-21)
Обычной земной помолвке предшествует время знакомства: юноша и девушка общаются, чтобы полюбить друг друга. Так и для Св. Крещения ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАКОМСТВО С БОГОМ, ведь самое главное что Он хочет от человека: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»(Лк.10:27).
Знакомство с Богом начинается с того, что ОН САМ О СЕБЕ ОТКРЫЛ, а это в ЕВАНГЕЛИИ. Поэтому для принятия Св. Крещения нужно прочитать (прослушать) Евангелие, запоминая где тебя что-то тронуло, задело, м.б. даже возмутило — вот здесь тебе ОПЫТНО начал открываться Бог. Знакомство — вещь взаимная, поэтому в ответ ты молишься тому Богу, которого встретил на страницах Евангелия: вставая перед св. иконами осознаешь какой Он, и славословишь, благодаришь, просишь или каешься перед Ним (ВАЖНО!!! Представлять, рисовать картины Бога и святых в воображении во время молитвы категорически запрещено, ум должен быть «без-видным»!).
Знакомство с Богом, возрастание любви к Нему, продолжается в Св. Крещении и после него — БЕСКОНЕЧНО, причем уже не только в молитве, но и в опыте принятия других Таинств, в изучении Св. Писания, обязательно с православным объяснением, в опыте самовоспитания и доброделания.
Любовь — самозабвенная жизнь в другом, и другим, и для другого. Поэтому христианин ставит себе максимальную цель — святость, ибо ДРУГОЙ — БОГ — хочет от него этого: «Сия бо есть воля Божия — святость ваша»(1Фесс.4:3). Св. Иустин Сербский подчеркивает: «Не есть от Бога (1Ин.3:10) не только тот, кто действует во зле, но и тот, кто не делает правды (праведности-прим.авт.), не есть от Бога не только тот, кто ненавидит брата своего, но и кто не любит брата своего». Т.е. христианин не просто должен чего-то противного Богу не делать, но максимально творчески делать, говорить и мыслить приятное Ему.
Про приятное Ему по отношению к Себе мы уже писали выше — будь верен ПОЛЮБИВШЕМУ тебя, когда ты еще был пропитан грехом (Рим.5:8) и очистившему тебя Св. Крещением (1Пет.3:21). А про приятное Ему в отношении к твоему ближнему известно следующее.
Для человека, состоящего в супружестве, самый «ближний», на первом месте — супруг или супруга, а не родители*, ибо сказано: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19.5-6). Далее дети. О том что дети должны быть на втором месте в семье, а не на первом, видно из слов апостола: «чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит.2:4). И только затем родители и родственники, вне зависимости от их веры: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Потом друзья и все остальные, но в зависимости от веры: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а прежде всего своим по вере» (Гал.6:10).
Для человека, не состоящего в супружестве, на первом месте родители, затем друзья, а затем и все остальные.
*Следует напомнить некоторым родителям и такие слова апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены» (Еф. 5. 22-23). И еще: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1Кор.11:3).
Также следует напомнить слова апостола Павла: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?», т.е. для усвоения веры необходим проповедник, человек. Именно поэтому подготовка к Св. Крещению с древности состояла в молитве с уже крещеными за теми частями богослужения, где это дозволялось, в слушании Св.Писания и объяснений на него, а так же в посещении специальных вводных бесед в Христианство (эти беседы и сейчас называются «Огласительные»).
Итак, для Св. Крещения ОБЯЗАТЕЛЬНО
- прочитать (прослушать) ЕВАНГЕЛИЕ и объяснение на него — это касается как взрослых крещаемых, так и родителей и крестных (восприемников) крещаемых детей
- прослушать Вводные (огласительные) беседы (узнать в храме, когда они совершаются)
- решиться с Божией помощью самому жить и воспитывать самого рождения своих детей по-евангельски