Свежо в памяти Пастырское послание Митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, опубликованное в Пасхальном номере «Епархиальных Ведомостей». Оно было предназначено конкретным людям – верующим Уфимской епархии, а в особенности тем из них, кто считает себя членом так называемого «Преображенского братства». Предостеречь верующих от раскола долг всякого архипастыря, поставленного Богом собирать и пасти стадо Христово которое он стяжал свое Кровью!
Заблудшие призывались к покаянию и примирению. Реакция на это последовала истинно «кочетковская» — ни покаяния, ни оправдания, ни попытки диалога. Вместо этого А.М.Копировский – ученый секретарь Свято-Филаретовского института, «старейший член Преображенского братства» разразился гневной сентенцией на портале «Кредо.ру».
Отзыв Александра Михайловича — характерный пример того, как отвечают своим оппонентам все кочетковцы. Господин Копировский все время избегает прямых формулировок, ограничивается словами «бред», «ложь» и «клевета», но не дает ни одного конкретного опровержения! Хотя ведь чего проще? Если не согласен – докажи противоположное, приведи ссылки.
Весьма показательно, что выложена статья на печально известном портале «Кредо.ру» — постоянной трибуне для церковных оппозиционеров. А это значит, что «старейшему члену Преображенского братства» не нашлось места в православном медиа-пространстве. Или господин Копировский не считает возможным публиковаться в православной прессе?
Послание вызвало «недоумение» — говорит Копировский. Это лукавство. Увещевание Владыки – далеко не первая критика «кочетковства» и вовсе для них не неожиданная. Подобная критика длится уже более 20 лет, при чем пункты ее не меняются.
Александр Михайлович обвиняет Владыку «в нарушении закона о чести и достоинстве», однако сам позволяет себе высказывания, граничащие с оскорблением. Так, он утверждает, что православный архиерей «не заинтересован в установлении правды». Непонятно, каким образом ему «точно известно», что Митрополит Никон не проводил исследования дела, что он якобы использовал антицерковные источники типа «Русской народной линии»? Александр не живет в Уфе, не знает лично ни Владыку, ни других работников епархии и при этом утверждает, что «не было никакого исследования» только на основании того, что «нам», т.е. кочетковцам, об этом исследовании неизвестно.
А.Л. Дворкина он грубо именует «псевдоэкспертом», и это по отношению к председателю государственной религиоведческой экспертизы Минюста Р.Ф., профессору православного ВУЗа, благословленного на свою деятельность святейшим Патриархом. Стоит заметить, что ни по отношению к самому о.Георгию Кочеткову, ни по отношению к «кочетковцам» Владыка подобных высказываний себе не позволял.
В этом – типичное для кочетковцев неуважение к иерархии РПЦ и ее официальным учреждениям.
«Я обратился к людям напрямую. Александр Михайлович же считает себя вправе комментировать мои слова у меня за спиной, не обращаясь лично ко мне. Я говорю только о тех фактах, которые имеют место быть в Уфимской епархии. Если эти факты доподлинно неизвестны, то господин Копировский не имеет морального права даже комментировать мое послание. Если же ему, профессору Свято-Филаретовского Университета, живущему, насколько я понимаю, в Москве, подробности жизни Уфимских «кочетковцев» известны лучше, чем правящему архиерею, то это в очередной раз только подтверждает наличие независимой параллельной структуры» — прокомментировал владыка Никон.
Теперь детально. Господин Копировский утверждает, что труды о.Георгия не были осуждены. Однако стоит всего лишь открыть интернет, чтобы убедиться в обратном. Во всяком случае на «Заключении комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова» 2000 года стоит гриф святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «Согласен с выводами, предложенными Президиумом Комиссии». И тот факт, что «о. Георгий часто служит в храме, где церковно общается со священниками и епископами», этому не противоречит и его правоты не доказывает.
По поводу крещения детей. В Уфимской епархии имеются конкретные случаи, когда сразу несколько приверженцев учения о.Георгия наотрез отказываются крестить своих детей, несмотря на просьбы родственников. Это отнюдь не случайный родительский каприз, а последование Кочеткову, который не советует крестить детей до «сознательного возраста» — ведь это пресловутое крещение без катехизации, а «нормальная полная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым людям, начиная, как правило, с 20-21 года» (О.Георгий Кочетков «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»).
Нужно заметить, что слова Владыки по поводу «отлучения самих себя от причастия» относятся не только к детям, но и к взрослым крещеным людям, которые принимают решение не причащаться в период «кочетковского оглашения». И это не «перегибы на местах», а совет самого о.Георгия: «Труднее всего с причащающимися. Если причастие человека было для него, так сказать, «случайным», то ему лучше временно, на период 1-го и 2-го оглашения, его не продолжать, поскольку катехизация часто и бывает для таковых первым серьезным говением, т. е. подготовкой к первому личному, полному и по возможности сознательному участию в таинствах.» (О.Георгий Кочетков «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»).
«Обвинение» в разделении христиан на «два сорта» названо Копировским «ложью и клеветой», но не опровергнуто, а наоборот подтверждено. Он сам употребляет выражение «полный член Церкви». Остается только процитировать о.Георгия Кочеткова: «Каждый христианин так или иначе должен пройти полную катехизацию, чтобы его можно было называть «верным», т. е. «полным» членом Церкви». (О.Георгий Кочетков «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»).
В последнем своем комментарии господин Копировский окончательно запутался. Чего стоит только утверждение, что «у нас» (у кочетковцев? У Свято-Филаретовского университета?) «есть свой правящий архиерей». Это попытка сказать нам, что кочетковцы объединились в отдельную епархию? Имеют своего тайного архиерея? Нет, по словам господина Копировского, они находятся в каноническом послушании правящим архиереям. Но тогда почему канонически обоснованное послание Уфимского архиерея к СВОИМ чадам, вызвало столь бурную негодующую реакцию? Где же послушание? Или оно простирается только до тех пор, пока не содержит критику истинного лидера всех кочетковцев?
Итак, позволим себе сделать печальный вывод. Всем своим поведением уфимские кочетковцы только подтвердили самые нелестные слухи о них. «Послушные чада Церкви» — т.е. кочетковцы — никак не отреагировали на обращение к ним своего архипастыря, а обратились за помощью к «своей» иерархии, параллельной.
Пресс-служба Башкортостанской митрополии.