Издан второй альбом «Гибнущие православные храмы Уфимской епархии» с подзаголовком «Деревянные храмы Земли Уфимской»
Помню из детства весёлого
Полуразрушенный храм.
С крышею, кем-то снесённою.
С дверью, открытой ветрам.
Там между плитами пола
Зелень травы луговой.
Куполом ясное небо
Светится над головой.
Древние лики истёртые
Скорбно смотрели со стен.
Ангелов крылья простёртые
Мир обещали нам всем.
В этом заброшенном храме,
Хоть и стоит он ничей,
Запах остывшего ладана
И догоревших свечей.
Наталья Зайцева
2 ноября 2024 г., в Димитриевскую родительскую субботу, в одном из залов исторического парка «Россия — моя история» лекцию-презентацию альбома «Гибнущие православные храмы Уфимской епархии» с подзаголовком «Деревянные храмы Земли Уфимской» провёл историк П. В. Егоров. Альбом издан при поддержке фонда «Твердая почва», получившего Президентский грант на реставрацию Покровской церкви села Карагаева Гафурийского района. В нём представлены исторические и современные фотографии и краткие исторические очерки о сохранившихся деревянных храмах Уфимской земли.
— История даровала нам величайшее наследие, которое в течение ХХ века почти всё погибло. Революции, гражданская война, разруха, раскулачивание, террор 1937-38 годов, Великая Отечественная война пожали свою чудовищную жатву. Сыграл свою страшную роль и хрущёвско-брежневский курс на уничтожение русской деревни (сейчас 80% населения живёт в городах). Вместе с деревнями и селами исчезали и деревянные памятники архитектуры.
Первый альбом о гибнущих храмах Уфимской губернии мы выпускали в 2003 году. Отрадно, что за 20 лет возродились многие приходы и кирпичные храмы, чего нельзя сказать о храмах деревянных, которых было около 4/5 от общего количества церквей в губернии.
Каменное строительство церквей на Руси началось с князя Владимира Крестителя. Известно, что первые 16 каменных церквей были построены в византийском стиле. После татаро-монгольского нашествия каменное строительство замерло почти на 150 лет и возобновилось только в XV веке.
Наша деревянная архитектура Урала — естественное продолжение северорусской традиции. На территории Уфимской губернии до наших дней сохранилось 23 деревянных церкви, именно из северных губерний – Вятской, Вологодской, Архангельской шли к нам приёмы и стилистика построения деревянных храмов. Все сохранившиеся здания деревянных церквей (точнее их остатки) тщательно сфотографированы. Мы изучили их историю, опросили старожилов. Структура альбома территориальная. Сначала представлены Уфимский и Стерлитамакский уезды, затем более отдалённые — Бирский, Белебеевский, Златоустовский и территории Оренбургской губернии, которые вошли в состав Башкирии в 1920-х годах.
В большинстве своём эти церкви были целыми ещё в 50-х годах прошлого века. В них располагались зернохранилища, клубы, библиотеки, школы, курятники, свинарники. В храме Преображения Господня в селе Чертан Дуванского района до сих пор находится фельдшерско-акушерский пункт (он, кстати, тоже доживает последние дни и закрывается в связи с оптимизацией). Многие храмы имеют добротные каменные основания, можно разглядеть, что стены внутри были оштукатурены, была гипсовая лепнина на потолках, падугах и над окнами. Почти все храмы изнутри были расписаны.
Павел Владимирович рассказал, как летом к нам приезжали московские архитекторы во главе с А. В. Бодэ, которые оценили состояние карагаевской церкви и ещё трёх других. Даже если кажется, что уже нечего восстанавливать, реставрация всё ещё возможна. Нужны люди — такие как Татьяна Геннадьевна Хлёсткина, помоги ей, Господи!
Услышали мы и обнадеживающие рассказы. Например, в Анновке Белебеевского района 24 августа 2024 года впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия в храме Георгия Победоносца. В храме в селе Болотине Аургазинского района поменяли окна, покрыли кровлю. В течение 70 лет на местном кладбище сохранялись кресты, окованные листовым железом с церковной колокольни и купола, их подкрашивали, берегли. Баннер с видом храма и датой его основания в 1897 году укреплен на одной из его стен. Повезло и Спасскому храму села Загорского. Выдранные полы вновь настланы на средства Артёма Шарафутдинова. Весной в храме была Пасхальная служба.
Но многие стоят уже без кровли, обрушились внутрь купола… С особой болью мы слушали рассказ о родине святой блаженной Варвары Скворчихинской. В селе Карауловке Катав-Ивановского района (это была Уфимская губерния, стала Челябинская область) в Михаило-Архангельскую церковь через алтарную часть, у которой похоронена мама святой – Екатерина Евлампиевна, въезжали трактора. Сейчас установлен крест на её условной могиле.
К счастью, в ряде сёл в наши дни люди всё-таки Бога боятся. Если уж не на что восстанавливать дом Божий, так хотя бы его не рушат, не растаскивают камень, доски, не устраивают внутри хлев… А в других очерствели душой.
Альбом вышел небольшим тиражом 1000 экземпляров. Автор надеется, что, может быть, кто-то вспомнит свою малую родину и захочет возродить гибнущую церковь Божию в родном селе, или сообщит другим землякам. В любом случае альбом сохраняет нашу историческую память и тем ценен для читателей.
Юлия КУСТИКОВА