Илия Алексанкин, прот. Христианство и спорт.
24.09.12
Илия Алексанкин, прот. Христианство и спорт.
24.09.12

«Гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно».

( Сщмч. Климент Александрийский)

 

Прежде всего, необходимо отметить, что с точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то, же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

Православное мысль всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос. И хотя, может быть, мы не найдем там прямого ответа, те нормы жизни христианина, которые даны Богом, и которые исповедовали святые отцы, всегда будут ориентиром для христиан, помогут определить — что хорошо, а что плохо.

В случае со спортом ситуация как раз такая. Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Это связано с тем, что на заре христианства Олимпийские игры были соревнованиями, которые появившись в далекой Античности как часть языческого культа, сопровождались жертвоприношениями и идолопоклонством. «Если мы отреклись от идолопоклонства,- писал Тертуллиан,- то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб  идол был чем-то значимым, как говорит апостол (1Кор. 8: 4; 10:19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов». Но с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный — вещи все-таки разные.

Олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием Великим, а в 400 году были окончательно прекращены гладиаторские бои. Запрет на проведение Олимпиады в наши дни часто вызывает упреки в адрес христиан: «Это мракобесы… это они идею похоронили на 1500 лет». Однако из приведенных выше источников видно, почему игры были запрещены. Тогда они были не просто «пережитком язычества», но были частью языческого культа. После Медиоланского эдикта Римская империя постепенно становилась христианской. Для поколения, воспитанного в духе христианской нравственности, было естественным отторгнуть все, что связывало с языческой эпохой. И несмотря на то, что этот процесс происходил довольно долго, решение императора Феодосия было логичным и закономерным. Не вызывает сомнений тот факт, что Олимпийские игры, возобновленные в 1896 году, это абсолютно другие соревнования, чем те, которые проводились в далекой Античности.

Основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен в 1894 году предложил вполне христианское приложение спорта. По его мнению, спорт должен объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований. Олимпийское  движение получило известный девиз: « О, спорт — ты мир!».  Идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное — увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика — красоте, война – дружбе. Но идеи де Кубертена провалились, поскольку попытка примирить людей, привить им нравственные ценности невозможна, если человек забывает о Том, Кто создал и утвердил нравственный закон.

О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие — главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. Поражает упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И все это — ради лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам, христианам, в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. «Ужели же нам,- вопрошал святитель,- которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?»

В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь, когда что-то не получается, тренировки оказываются неэффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легким путем, обратится к помощи медицины и допинга. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.

Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. Невозможно было, поприсутствовав на собрании язычников, на «совете нечестивых», сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души, как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал и свт. Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач». Он сравнил подобное поведение с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: «…если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я»,- строго предупреждал святитель. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

Но все, же спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как упорство и усердие.  Спорт воспитывает дисциплину и  организованность, умение настроиться на то, что не нравится, что не по нраву. Целеустремленность, самоанализ, критичность мышления — без этого нетолько в спорте, но и в жизни нельзя.

Таким образом, в начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. « Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2, 14-15). В современной  же действительности спорт деградирует в сторону коммерциализации,  утрачивая свои высокие идеалы. Часто профессиональный спорт наносит ущерб здоровью спортсмена, становится пустым, по отношению к Вечности, времяпровождением, да и не приносит пользы стране и обществу.

Важно понять, что отстаивание чести и достоинства родины и государства заключается не только в  спортивных баталиях, но главным образом в сохранении культурной национальной традиции, морали и исторической святости.

 

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.