Православные активисты города Белорецка открыли памятную плиту в честь священномученика Михаила Громогласова. Она установлена у подножья Белорецкого Поклонного Креста.
Напомню, что Поклонный крест в Белорецкее был установлен четыре года назад на месте, где находился алтарь уничтоженного в 1929 году Никольского храма. (Сейчас там располагается здание Центра внешкольной работы). Так всегда было принято на Руси: воздвигать кресты или часовни на святых местах.
Идея установить рядом с Поклонным крестом еще и памятную плиту в честь одного из служителей Никольского храма, Михаила Громогласова, появилась сразу же после возведения Креста. Но… Решили не торопится. Сначала была поездка в город Оренбург, где в архивах мы обрели данные об этом человеке…
И вот, в этом году, в канун праздника Рождества Богородицы, православными прихожанами Белорецка памятная плита в честь священномученика Михаила Громогласова была установлена.
Немногие, наверное, знают об этом человеке. Расскажу о нем подробнее… Но сначала слова благодарности.
Низкий поклон предпринимателю Андрею Баженову! Он на благотворительной основе изготовил памятную плиту. Спасибо Сергею Петрову, главному инженеру ООО «Башспецстрой». Он помог в благоустройстве территории. Спасибо Альберту Давлеткирееву! Все знают его как замечательного горнолыжника, мастера спорта СССР. Но он еще и великолепный каменщик. Альберт сделал новую «Голгофу» в основании Креста и установил плиту. Спасибо Андрею Хлесткину, прихожанину храма Святой Троицы! Спасибо Татьяне Кузнецовой, директору ЦВР за понимание и поддержку.
Итак, кто же такой Михаил Громогласов? И почему я назвал его «святым земли Белоречья»?
Михаил Громогласов родился в 1863 году в Стерлитамакском уезде, в многодетной семье. По окончании курса Уфимской духовной семинарии он получил сан священника и был назначен на служение в приход Никольского храма Белорецкого завода. Вот, что говорит «Клировая ведомость» за 1884 год: «Помощник настоятеля священник Михаил Дмитриевич Громогласов, сын священника, по окончании курса в Уфимской Духовной семинарии 2-го разряда, 1884 г. 21 декабря. Указом Оренбургской Духовной Консистории назначен, а 23 рукоположен во священника Преосвященным Вениамином Епископом Оренбургским и Уральскимк Николаевской церкви в Белорецкий завод…» (Ф-173, оп. 9, д. 1149, л. 16).
Отец Михаил отличался ревностным служением. Главной своей задачей он считал дело просвещения людей. Вообще, человек он был незаурядный: он построил несколько школ в Белорецком заводе, оснащал их всем необходимым, приобретал мебель, топливо, заботился о педагогах. Он во многом выбивался из ряда традиционных священнослужителей тогдашней России своей необычайной активностью! В приходе Белорецкого завода он служил до 1890 года, затем был переведен в приход Узянского завода. Там он тоже строил школы. Кстати, нынешний Узянский храм располагается в здании бывшей женской церковной школы, которую в свое время и построил отец Михаил.
Более двадцати лет он служил в храмах Белоречья. Отец Михаил сумел открыть 29 школ в Белорецком горном округе и в целом в Верхнеуральском уезде! Там училось более трех тысяч детей, в том числе из семей заводских рабочих. В семье у Михаила Громогласова было девять детей. Будучи человеком разносторонним, он приобщал своих чад ко всему прекрасному. Сам батюшка любил музыку и играл на скрипке…
В 1905 году отца Михаила перевели в город Верхнеуральск, назначив настоятелем Никольского собора, который сохранился до наших дней.
В 1918 году батюшку арестовали. Большевиками был развернут кровавый террор. Отца Михаила обвинили в контрреволюционной агитации и посадили в тюрьму.
Вот выписка из дневниковых записей батюшки, которые он составил в застенках: «Вставали в пять утра. Я зажигал свечу перед иконой и совершал вечером и утром общую молитву… Из библиотеки тюрьмы книг для чтения не давали. Я секретно достал толковое Евангелие…Весьма часто нас посылали на работу. От потери крови, от ран, от скудной пищи я ослабел, и некоторые физические работы для меня были очень тяжелы. Заставляли таскать ящики под заряды, чистить конюшни, перебирать и таскать картофель… Однажды один большевик посылал меня чистить даже ватерклозет. При работах большевики часто издевались надо мной, говоря: «Поп пришел обедню служить, аллилуйя…». Эти дневниковые записи были обнаружены сразу же после освобождения Верхнеуральска от красных и опубликованы в местной церковной газете.
Не стану перечислять все муки, которые довелось перетереть отцу Михаилу. В тюрьме он увещевал своих соузников, и они, глядя на него, тоже не падали духом. В 1918 году в начале июня отца Михаила и других арестованных (среди них были лучшие люди Верхнеуральска, в основном интеллигенция) вывезли на подводах по старому Тирлянскому тракту к башкирской деревне Наурузово, чтобы расстрелять. Все арестантов заставили вырыть себе могилы. Перед смертью отец Михаил обратился к своим палачам с просьбой помолиться. Ему разрешили. Он встал на колени и воздел руки к небу… Потом произнес: «Я готов!». Всю группу расстреливали безобразно, по несколько раз добивая раненых людей…
После временного освобождения Верхнеуральска, православные люди нашли место захоронения и со слов очевидцев узнали все обстоятельства гибели отца Михаила. Его останки (и останки других убиенных) были перенесены на Венрхнеуральское кладбище. По некоторым данным братская могила находится на городском Некрополе.
Все эти данные я взял из публикаций Верхнеуральских краеведов. А могилу Михаила Громогласова мне показал Василий Ашитков, настоящий подвижник! Он много лет изучает судьбы людей, захороненных на Верхнеуральском некрополе.
В 1981 году Русская Православная церковь за рубежом причислила протоиерея Михаила к лику святых. И посмотрите, какое удивительное совпадение! В том же 1981 году в городе Белорецке, после пожара в старой деревянной церкви, за 100 дней(!) был построен новый каменный храм, который действует и поныне. Вообще, это можно считать чудом! Для тех, кто не знает, сообщу, что строительство храмов в советское время было делом практически невозможным! Прихожане верят в покровительство святого Белорецкой земли – Михаила Громогласова. Кстати, строил храм священник, который тоже носит имя Михаил. Это протоиерей Михаил Кит, он сейчас служит в Харьковской епархии. Но вернемся к означенной теме.
Итак, в Белорецке, у подножия Поклонного Креста, установлена памятная плита в честь святого Михаила Громогласова. Чуть позже состоялась панихида. Вот только имя самого священномученика Михаила в заупокойных молитвах не произносилось: по святым панихиды не служатся. Зато упоминались имена священников, церковнослужителей и некоторых мирян разрушенного Никольского храма за всю его историю. Например, в этот день многие вспомнили замечательного человека Вениамина Григорьевича Шишкина. Он в середине ХIХ века был в поселке Белорецкого завода что-то вроде главы администрации. Именно Вениамин Григорьевич выступил с инициативой построить новый храм, который и был возведен в 1879 году.
И последнее. Некоторые люди, приходя к Поклонному Кресту, кладут у подножия деньги и даже что-то съестное. Убедительная просьба этого не делать. Во-первых, это не могила Михаила Громогласова: как уже говорилось, он похоронен на Верхнеуральском некрополе. Во-вторых, православным людям не к лицу языческие традиции. К тому же деньги привлекает внимание лиц без определенного места жительства.
Поклонный Крест и памятная плита тихо напоминают нам о временах давних, которые, дай Бог, больше никогда не вернуться. И здесь получаешь очень благодатные ощущения. Есть такое предание, которое гласит, что у закладного камня любого разрушенного храма обязательно стоит Ангел. Стоит до скончания времен.
Игорь Калугин