В рамках выставки-ярмарки «Богоявленской» в Уфе 24 января 2019г. состоялись две встречи с известным православным писателем и публицистом протоиереем Андреем Ткачевым. Все мы смотрим передачи с отцом Андреем на телеканале «Спас», многие читали его книги, поэтому можно сказать, собралась целевая аудитория, хотя и обычные посетители выставки на ВДНХ-Экспо смогли поучаствовать в беседе на актуальные темы духовной жизни современного человека.
Сегодня мы пришли к парадоксальной ситуации, когда даже житейские проблемы многие верующие стремятся решать духовными средствами. Сложного без простого не бывает, следует начинать с простого — резонно полагает отец Андрей. И ситуация очень заметна в вопросах воспитания детей. Есть понятие «дохристианское воспитание». В школах, к примеру, общая позиция такая: нельзя, чтобы дети дежурили в столовых, взяли лопаты, почистили снег, пусть только учатся. Получается, мы воспитываем детей, у которых в голове знания или молитвы с катехизисом, но полностью отсутствуют трудовые навыки. Старая истина такова: где нет труда, там нет морали. Кто сам не трудится, тот не может ценить чужой труд. Когда ты ничего не делаешь своими руками, ты ничего не бережешь, тогда от тебя без толку ждать милосердия, сострадания, понимания.
Есть целая часть общечеловеческих добродетелей, которые всем известны и всем нужны, независимо от вероисповедания, — навестить больного; помочь тому, кто нуждается в помощи — слепому, инвалиду, не смеяться над ним; с тех пор как ты вырос, ты должен зарабатывать на хлеб и уважать труд тех, кто тебя кормил… Так вот прежде всего надо учить детей этим добродетелям. Отец Андрей привел в пример книжку о психологии миллионеров в Америке прошлого века. В ней их делят на три категории: те, которые всегда будут миллионерами; те, которые завтра обеднеют; и те, у которых бедными будут дети. Первые трудятся, не покупают дорогие вещи, сами моют свои машины и стригут свои газоны, они женаты один раз и их жены тоже работают. Вторые не понимают цены того, чем владеют. Они стремятся к славе, роскоши и скоро обеднеют. А у третьих обеднеют дети, потому что они только обеспечивали им комфортную жизнь и не требовали от них работы. Умный богач заставляет ребенка трудиться с 12-14 лет – разносить пиццу, почту, мыть машины… Чтобы было кому передать, что накоплено. Нельзя оставить наследство лодырю, наркоману или бездарю.
До революции у наших купцов было заведено, что один раз в неделю владелец фабрики работал на своем предприятии как простой рабочий. Был такой владелец кондитерской фабрики Абрикосов, он раз в неделю трудился в оберточном цехе с утра до вечера. Вот принцип жизни, при котором накопленное не растекается, а заработанное правильно тратится – поэтому они и могли построить и странноприимный дом, и дом престарелых, и больничный корпус, и церковь, и огромное состояние расписывали после себя так, что за них еще 200 лет молились. Человек ответственно относился к культуре труда, накопления, траты. Это базовые вопросы жизни. Из таких черт складывается характер человека. И если человек этого не умеет, от него не приходится требовать и чего-то большого.
Иоанн Златоуст говорит в одной из проповедей, что на Страшном Суде Господь сначала будет судить нас как людей, а уж потом как христиан. То есть сначала будут предъявлены требования, которые можно предъявить к любому человеку (не осквернял ли ты святое место, скажем, могилу, а ведь сколько в советское время построили дорог, домов и стоянок на месте кладбищ; ты кому-нибудь в жизни помог, уважал ли ты стариков). Если ты прошел суд как человек, иди дальше – тебя уж спросят, прощал ли ты своих врагов, любил ли ты ближних? Для этого уже нужна благодать, это христианские добродетели. Если человек дерзает на большое, а маленького не имеет — хочет ближних любить, а сам здороваться не научился — у него и больших добродетелей не будет, и он будет судим за отсутствие маленьких! Читайте Иоанна (Крестьянкина) «Слово о малом доброделании».
Христианину нужно ставить перед собой реальные цели! Все пережили это воодушевление, когда ты только пришел в Церковь: хочется всё перевернуть в себе, всех кругом научить… Важно не упускать из поля зрения простые вещи. Скажем, гостей принимать… Ведь гостеприимный Авраам когда-то сподобился принять Самого Бога! Общаться с людьми надо уметь. Унывает человек, поговори с ним, утешь — ему благо и ты Богу угодил! Думать о тех, кто рядом — это уже начало духовной жизни. Конечно, нужно каяться в грехах своих, Бога хвалить ежедневно и думать о Нем, читать Священное Писание и храм Божий посещать, но и о ближних, которые живут за стенкой, надо думать и заботиться.
Было задано много вопросов, на которые батюшка обстоятельно ответил.
Дети 27-ми лет не ходят в храм, что делать?
— В 27 лет это уже не дети! Время воскресной школы прошло. И как взрослые люди, они нуждаются уже во «взрослой пище». С каждым надо говорить, разбираться, что у него в душе. Надо помочь ему освоиться во взрослой церковной жизни: объяснить, что надо в молитве с Богом разговаривать, в грехах своих каяться, не думать о себе слишком много и людей не осуждать, что-нибудь доброе в жизни делать. Это тяжело, но по-другому никак.
Как сохранить целомудрие молодежи, если кругом мы видим совсем другие образы и примеры?
— Были и более ядовитые эпохи. В период античности блуд был настолько повседневным и легкодоступным занятием, что этого и не стыдился никто. И христиан бросали не только ко львам, но и в блудилища, чтобы они вслед за целомудрием потеряли и веру. Чтобы жить чисто и свято плотью и в помыслах, нужно иметь благодать Духа Святого! Я вам посоветую познакомиться с житиями тех святых, которые умерли за целомудрие. Они удивительные! Это знание вас будет бодрить. Читайте о Евфросинии Никомидийской, мученике Философе, преподобных Мартиниане, Зое и Фотинии. Они станут вашими небесными заступниками против этого греха и обязательно помогут.
Как встретить духовного отца?
— Далеко не в каждой семье есть просто отец. Хоть мы живем и в мирное время — в нашей стране войны нет, но безотцовщины полно. При живых отцах отцов не имеют дети! А духовного отца найти — трудная задача, не у каждого он будет. Надо «включить» то, что есть. Человеку нужно обязательно всю жизнь ходить на воскресную Литургию в храме. И Литургия будет сама человека учить. Если человек любит Литургию, она его и моет, и строит, и правит, и на ноги ставит. Надо любить Литургию — там читается Евангелие, там Христос приходит к человеку — она много вам откроет. Второе — надо читать духовные книги: Священное Писание, толкование на него и любую другую духовную литературу, которая тебе по уму и по силам. Третье — нужно обязательно иметь друзей в Церкви, чтобы человеку было с кем пообщаться, чтобы он не был одиноким. Кто тебе правду скажет, кроме любящего друга и раздраженного врага? Если у вас есть совесть, Литургия, святая книжка и несколько друзей, у вас уже есть довольно много. Пользуйтесь пока этим. Остались книги многих святых старцев, которые уже ушли от нас, но когда мы их читаем, мы слышим их духовные наставления, советы — вот тебе и наставники! Другое дело, что кто-то выучил Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», а другой не может ее читать. Каждый должен найти свою духовную книгу, это тебе живое поучение из-за гроба.
На встречи с протоиереем Андреем Ткачевым в Уфу приехали православные со всей нашей митрополии. Их интересовали самые разные проблемы: ловушки прогресса, смирение в семье, почему единый Бог позволил, чтобы на земле было столько религий, как общаться с неверующими знакомыми… Ответы можно найти в книгах отца Андрея, в его группах в соцсетях и телепередачах… Но живое общение, конечно, ни с чем не сравнится, поэтому хочется поблагодарить всех, кто организовал для нас эти замечательные встречи.
Юлия Кустикова