Хабибуллин Р., прот. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
23.01.12
Хабибуллин Р., прот. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
23.01.12

Сегодня Господь обращается к нам как к фарисеям. Ведь это наша с вами тайная мечта. Стоять посреди храма с чувством выполненного долга, осознавая, что все то мы сделали: и постимся, и милостыню подаем, и молимся. Все у нас получается с Божией помощью. За что мы его и благодарим и радуемся, что мы уже не такие грешники, как были вчера, а стали лучше. И конечно же не такие как эти грешники. Причем хотя Евангелие говорит нам о двух людях, стоящих в храме, в символическом плане здесь можно видеть одного человека, но в двух измерениях. Он грешник, который желает ощутить себя праведником. И Евангелие живописует двух людей, хотя это символически – один человек. Ведь каждый раз в храме Евангелие обращается к нам, как к фарисею – мытарю в одном лице, как бесноватому гадаринцу, как к жене хананеянке, как слепому, глухому, парализованному и т.п. И сегодня мы этакий раздваивающийся в самом себе человек – «праведник» — фарисей и  грешник мытарь. «Праведник» — фарисей – это наша мечта: стоять, расправив грудь, в храме, и от всей души, уверенно смотря вверх и оглядываясь на пройденный путь, на котором все грехи остались за спиной, возносить благодарственную молитву Богу. Что мол я уже не тот, каким был. А был – то – грешником, совсем как тот мытарь. А теперь нет. И в ответ на эту мечту стать фарисеем – праведником Евангелие говорит нам – останешься без оправдания, если будешь стремиться к фарисейской праведности. Человеку невозможно избавиться от своей греховности, если только он не умрет. А пока он жив – он  — грешник, и как мытарь должен осознавать свою греховность, и как мытарь стыдиться даже поднять глаза на небо, повторяя только лишь: «Боже, милостив буди мне грешному!»  В этом – земной удел человека. Он никогда, пока жив, не имеет права ощущать себя праведником, думать, что ну вот все позади, теперь я уже не такой, каким был вчера. Почему?  Потому что он несет на себе последствия первородного греха. От самого Адамова греха мы избавлены Жертвой Христа, но человеческая природа до конца мира несет на себе последствия греха прародителей – склонность природы человеческой к греху. Именно поэтому святой человек желает умереть – чтобы избавиться от этого тела, влекущегося к греху. Союз личности и природы человеческой можно уподобить союзу всадника и осла. Всадник – личность, природа – осел. И этот союз – до гроба. А после воскресения это будет союз личности и ангелоподобного тела, которое будет само влечься к Богу, вместо строптивого парнокопытного животного обратится в духовное тело. И поэтому говорить до этого вожделенного момента всеобщего воскресения, что я уже не грешник, все равно что говорить, сидя на осле, что теперь у меня не осел, а сущий ангел. Говорить то можно, но осел все равно повезет,  куда ему потребно, а не всаднику. Потому что наша природа, несущая на себе последствия греха – все равно, что осел, упрямо идущий своей дорогой.

23.01.2012

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: