Преподавание курса ОРКСЭ (ОПК) в МОБУ СОШ с. Дмитриевка МР Уфимский район РБ.
Я, Гурьянова Н.А., работаю учителем и заместителем директора по УВР в МОБУ СОШ с. Дмитриевка. Наша школа в селе единственная. Слайд №1 Обучается в ней 515 учащихся, из них254 учится в начальной школе. И когда в прошлом году впервые заговорили о преподавании нового предмета в 4 классе, мы провели, как и предлагалось, родительские собрания в классах. И решили, что преподавать этот предмет целесообразнее учителям начальных классов. У нас тогда было 3 класса комплекта третьеклассников – 62 ученика. Каждый классный руководитель рассказал о новом предмете, познакомил с темами уроков, которые будут изучаться в каждом курсе. Рассказал о преподавателях, что будут вести каждый курс. Было дано время для принятия решения, а через 3 дня собрали заявления от родителей. В результате родители выбрали 4 модуля: Слайд №2
В сентябре приступили к работе. Ведут у нас уроки 4 учителя начальных классов. Слайд №3 Все с высшим образованием. Мы прошли курсы в БИРО, получили удостоверения. На курсах нам читали материал по всем 6 модулям. То есть мы можем вести любой модуль. Но как-то сразу мы распределили, кто какой модуль будет вести. 2 учителя у нас до 40 лет и 2 учителя 47 лет, то есть опытные уже учителя. Все учащиеся обеспечены учебниками за счет государства. Урок проводим параллельно 4 учителя. Т.е. 3 класса делятся на 4 группы. Мы, конечно, находимся в более выгодном положении в своем районе, так как у нас есть параллели. А в тех школах, где только один класс и детей мало, ведут только один модуль – чаще выбирая основы светской этики. Родительские собрания проводят, объясняют ситуацию, и родители пишут заявление на выбранный школой модуль. У нас такого не было – выбор был за родителями.
Были и переходы учащихся из одной группы в другую. Работать нравится – дети заинтересовались новым предметом, с удовольствием слушают, выполняют задания, думают, анализируют. Урок пролетает незаметно. В работе используем учебники и диски. У каждого ребенка есть рабочая тетрадь, где мы записываем тему урока и главные моменты урока. Также дети выполняют в тетрадях творческие задания. Домашние задания дети выполняют в тетрадях – записывают свои впечатления, составляют вопросы, рисуют рисунки на заданную тему, подбирают материал к урокам, готовят сообщения. Слайд №4
Я хотела бы познакомить вас с тем, как я сама преподаю данный предмет. У меня в группе из 21 ученик, т.к. прибыл мальчик летом. Слайд №5 Дети разных национальностей, но в основном русские. Есть татары, башкиры, удмурты. Когда я спросила маму одной из девочек, почему не мусульманство, она мне сказала так – я на русском языке Богу молюсь – пусть мои дети знают о православии и верят в русского Бога. Есть дети некрещеные. У многих родители сами не являются верующими людьми, но хотят, чтобы дети были верующими. Каждый урок я стараюсь продумывать, подбираю литературу, знакомлю с книгами по темам. Много интересного я беру из книг, которые у меня есть – Закон Божий, Евангелие, Детская Библия, Полная энциклопедия православия и другие. Слайд № 6
В классе есть мультимедийное оборудование Слайд № 7, которое приобрели в прошлом году для начальных классов, а в этом дали ноутбук каждому учителю 1-4 классов. На днях должны получить еще 2 интерактивных доски и компьютерный класс. Оборудование использую для проверки знаний, подведения итогов, демонстрации презентаций. Купила диск к учебнику. Да и на курсах дали дополнительный материал к урокам. Нравится то, что на диске дан материал для каждого урока. Часто для иллюстрации поведения и для доказательства привожу примеры из художественных произведении – рассказов Осеевой, Драгунского, Носова, т.к. в наших учебниках литературы этих произведений нет, а материал для воспитания нравственности очень подходит. Я вывожу текст на экран или распечатываю, дети читают, затем анализируют. Нравится детям и свои примеры из жизни приводить. Если есть какая-то цитата из Евангелия, стараюсь прочитать с детьми главу целиком и обсудить прочитанное.
Оценки по предмету не ставим, но используем словесную оценку, поощрения учащихся, дарим какие-то мелочи детям, которые отличились в учебе. Сейчас начали готовить проектные работы. В конце декабря будет презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты готовятся как индивидуальные, так и коллективные. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Темы проектных работ учащихся: «История храма в нашем селе», «Храмы города Уфы», «Священные книги православных христиан», «Моя семья. Дорога к храму» и другие.
Кроме того мы с детьми посетили наш храм и мечеть. Слайд №8 и 9 Дети с интересом слушали священнослужителей, задавали много вопросов. Особенно их заинтересовала тема, есть ли жизнь после смерти, как нужно жить, чтобы после смерти попасть в рай. Ребята с интересом слушали о раскаянии, о милосердии, о терпимости к людям другой веры.
Учащиеся и родители положительно восприняли новый предмет. Ребята дома работают с мультимедийным пособием, задают множество вопросов, осваивают проектирование. Родители с одобрением поддерживают активность детей (включая их дополнительную подготовку дома) по отношению к ОРКСЭ, однако сами не всегда активно сотрудничают со школой в этой сфере. Слайд №10
Оценка уровня интереса учащихся
к изучению комплексного курса ОРКиСЭ
Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности. Я предложила учащимся ответить на вопрос «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:
– «учусь добру»
– «учусь быть культурным»
– «учусь уважать других»
– «учусь дружить»
– «помогать людям», «быть внимательным и милосердным»
– «уважать родителей и старших»
– «стараться не совершать плохих поступков»,
– «учусь любви и терпению»
Такие ответы детей говорят о том, что я правильно веду уроки, т.к. моя цель и цель курса ОПК – духовно-нравственное воспитание школьников в многонациональном обществе.
А теперь хочу остановиться на трудностях, с которыми мы столкнулись в процессе работы. Учебник Куравина мне нравится. Слайд №11 Но есть и недостатки у этого учебника. Это слабый иллюстративный ряд — иллюстрации маленькие нечеткие, формат учебника, мелкий шрифт вопросов для обсуждения. Хорошо, что сейчас есть методические пособия в интернете. Я пользуюсь сайтом orkce.ru Там можно найти и нормативные документы, а также презентации к некоторым урокам. На сайте я узнала, что есть и рабочие тетради для учащихся. У нас их нет, хорошо бы еще дополнить курс хрестоматийным сопровождением и словарями.