Группа паломников из Салаватской епархии посетила Святую Землю
27.05.14
Группа паломников из Салаватской епархии посетила Святую Землю
27.05.14

Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Псалтирь, Псалом 121

Чему радовался Давид? Конечно, Божьему присутствию и Его откровениям. Оставив свои царские дела, он направлялся в храм на встречу с Создателем. Возрадовались и  мы, когда в очередной раз, Господь позвал нас  посетить Святую Землю.

По благословению епископа Салаватского и Кумертауского Николая, с 10 по 18 мая 2014 г. группа паломников от Салаватской епархии, возглавляемая настоятелем  храма Михаило-Архангела пос.Зирган протоиереем Романом Уточкиным , координатором по работе отделов и служб Салаватской епархии, руководителем  пресс-службы Салаватской епархии, руководителем отдела ЦБСС Салаватской епархии, совершила паломническую поездку на Святую Землю (государство Израиль) в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Наверное, нет ни одного христианина, который бы не хотел посетить Святую землю и места, по которым ступали ноги библейских героев, пророков, священников и царей, места, так или иначе связанных с земным служением Господа Иисуса Христа. Каждый христианин, серьезно относящийся к своим убеждениям, имеет желание побывать там, где разворачивались события, изменившие ход истории всей Вселенной, — Израиле. Программа пребывания составлена так, что знакомишься и с историческим, и с современным Израилем. Рядом с могилами Авраама, Исаака, Иакова видишь жизнь наших современников. В Хасмонейских туннелях  становится не по себе от осознания того, что было смертельно опасно даже приближаться к этому месту любому человеку, кроме первосвященника, и то раз в год. А ты сейчас можешь находиться здесь, рядом со Святая Святых! Так близко от того места, где когда-то пребывала Слава Божья!

О Святой Земле, стране священных воспоминаний, знает каждый читающий Библию. Вот уже более двух тысяч лет сюда устремляются православные паломники. Для каждого православного русского человека Святая Земля всегда была самым близким, самым желанным местом на земле. Ибо на этой земле свершилось Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисуса Христа, его явление в Фаворском свете Преображения. Здесь пролегали земные пути Спасителя, были услышаны Его проповеди и поучения, совершены Его великие чудеса. На этой земле состоялась Тайная Вечеря. Здесь же Спаситель претерпел предательство Иуды, судилище Понтия Пилата, прошел Крестным путем на Голгофу и был распят своим народом на кресте. На Святой Земле произошли и славное Воскресение Христово как прообраз нашего воскресения, и Вознесение Спасителя на Небеса, и сошествие Святого Духа на апостолов. Здесь же проходила земная жизнь Богородицы Девы Марии, здесь же совершилось Её Успение. Отсюда разошлись во все концы мира апостолы – ученики Христовы, неся людям Его Учение о спасении человечества. Однажды побывав на Святой Земле, невозможно забыть атмосферу святых мест, красоту. палестинских пейзажей, ночные богослужения у Гроба Господнего. Святая Земля – колыбель христианской веры, всегда остается близкой и дорогой сердцу каждого человека.

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ — это место встречи человека с Богом. Земля, где протекала большая часть ветхозаветной истории, земля Авраама, Исаака, Иакова; земля святых пророков — Исаии, Илии, Елисея и многих других. Святая Земля — это родина Господа нашего Иисуса Христа. Это земля Обетованная. Это Земля, куда издавна стремились верующие люди, святые и грешники.

Что можно сейчас видеть на Святой Земле? Мы видим то же небо, те же горы и воды, чувствуем тот же воздух, что были и при земной жизни Христа Спасителя. Мы ходим по земле, которая освящена Его стопами. Мы посещаем места, связанные с теми или иными событиями Его земной жизни.

Мы увидели, с какой любовью и заботой оберегаются святые места на протяжении многих столетий, несмотря на многочисленные войны и потрясения, происходившие и происходящие в Израиле и Палестине. Почувствовали духовную связь и близость с теми, кто жил и живет на этих землях, миллионами и миллионами паломников, которые за минувшие две тысячи лет их посетили.  Паломник очень быстро начинает понимать, что Иерусалим – ровесник Евангельских событий – давно не существует. Город дважды сравнивали с землей (как и говорил Спаситель святым  апостолам: от величественных строений не останется камня на камне), неоднократно застраивали и перестраивали многочисленные завоеватели. Поэтому Иерусалим времен Спасителя – это в наши дни подземный город, от построек которого почти ничего не осталось. А то, что осталось, сохранилось во многом благодаря многовековой заботе христиан, мусульман и иудеев. Над большинством святых мест стоят действующие христианские храмы. Во многих местах ведутся раскопки. Например, чтобы попасть в дом, где родилась и жила Пресвятая Богородица, или в тюрьму, где содержали Спасителя перед казнью, необходимо спуститься под землю на 7-10 метров. Via dolorosa, по которому сегодня идут паломники, – это, в определенной степени, условный путь скорби, определенный католиками в средние века. Тем боле, что, по данным православных археологов, путь Христа на Голгофу был совершенно другим. Золотые ворота — это не те ворота, через которые въезжал в город Спаситель на ослице и осленке. Ворота, которые мы видим сегодня, были построены в мусульманский период. Однако нам удалось пройти под этой самой древней дорогой по не менее древнему водостоку. Мы смогли прикоснуться к камням, по которым неоднократно ходил Спаситель, Божия Матерь, св. Апостолы и многие святые. Конечно, ты осознаешь этот момент условности: многие места, связанные с Евангельскими событиями, происходили где-то здесь, возможно, в этом самом месте, а возможно, где-то рядом. Но ведь мы паломники, а не археологи.

На месте сада за городскими стенами, на территории которого находилась гора Голгофа и пещера, купленная членом Синедриона св. Иосифом Аримафейским для своего погребения, теперь расположен Храм Гроба Господня. Первые его постройки были сделаны еще св. царицей Еленой, а наиболее монументальные — крестоносцами. Ремонтные и реставрационные работы идут постоянно в той или иной части Храма. Св. Кувуклия в ее нынешнем виде была построена англичанами в начале 19 века, а в 20 веке после землетрясения была укреплена металлическими конструкциями. От камня, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, остался небольшой кусок (примерно 50х50 см.), который теперь лежит под стеклом в Кувуклии. Остальное разобрали паломники за прошедшие две тысячи лет.

Спаситель часто проповедовал, молился, отдыхал в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, вознесся Господь тоже именно с этой горы (на месте Вознесения был старинный византийский храм, построенный св. царицей Еленой, а сейчас это место и камень с отпечатком стопы Спасителя принадлежит мусульманам). На Масличной (Елеонской) горе был участок с гостиницей, называемый “Малая Галилея”, где останавливались паломники из Галилеи, приезжавшие в Иерусалим для посещения Храма. Иисус Христос был галилеянином, так же как и многие апостолы. У подножия Елеонской горы располагается гробница Пресвятой Девы Марии. Спускаемся в очень глубокую пещеру, где было положено ее Пречистое тело. Здесь темно и много больших греческих лампад. Внутри маленькая гробница, где под стеклом находится каменное погребальное ложе. Св. апостолы несли тело Пресвятой Богородицы в Гефсиманию с Горы Сион, множество христиан сопровождало процессию. Когда иудеи пытались помещать погребальному шествию, Господь укрыл его облаком. В этой же пещере находятся могилы родителей Пресвятой Богородицы святых Иоакима и Анны, а также св. Иосифа Обручника. В Кедронской (или Иосафатовой) долине между стенами старого города и Елеонской горой расположено огромное количество захоронений, среди которых очень древние, например гробница Авессалома, сына царя Давида, восставшего против него. Есть захоронения и на Масличной горе.  Со смотровой площадки на Елеонской горе Старый Иерусалим и Кедронская долина видны как на ладони: и стена Старого города, и Золотые ворота, и большой серый купол с крестом Храма Гроба Господня, и гора Сион, и огромный золотой Купол Скалы, построенный на месте Святого святых Храма Соломона (на этом самом месте горы Мориа св. праотец Авраам занес нож над своим сыном Исааком), и мечеть Аль-Акса…

Во время посещения Хеврона нам удалось побывать в пещере патриархов, почитаемых православными праотцев. «После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» (Бытие, гл. 23). Поля теперь, конечно, нет, на его месте городские постройки, а над пещерой – строение, похожее на средневековую крепость, находящуюся под военизированной охраной. Она разделена на две части: иудейскую и мусульманскую.  В мусульманской части – старая мечеть, возведенная на месте старинного византийского храма. Внутри несколько высоких надгробий, покрытых по восточной традиции бархатными покрывалами с надписями на арабском языке, некоторые из которых находятся в отдельных зарешеченных помещениях. Но на самом деле эти надгробия являются в определенной степени условными, поскольку, хотя известно, кто из патриархов и их жен похоронен внизу в пещере, никто доподлинно не знает, где именно чья могила (соответствующие исследования не проводились). Могила Рахили, умершей в дороге во время родов, находится возле Вифлеема, сейчас к ней нет доступа православным паломникам. Зайдя в еврейскую часть башни, мы оказались в действующей синагоге.  Удалось нам побывать и в русском мужском монастыре Святой Троицы на месте древней библейской дубравы Мамре. Силы дуба, возраст которого может составлять около пяти тысяч лет, под которым св. Авраам принимал трёх путников–ангелов, бывших прообразом Пресвятой Божественной Троицы, иссякли в прошлом веке. Однако росток от его корня 40-60 см. высотой, появившийся рядом с мертвым дубом, дарит нам новую надежду.

Базилика Рождества Христова. По всему видно, что храм очень древний, всё в нём потемнело от древности. С чудотворной иконы (Вифлеемская) Божья Матерь с улыбкой смотрит на нас, обнимая Богомладенца. Потихоньку улетучиваются все тревоги.

Большое впечатление производит  Иудейская пустыня (Пустыня Святого града). Она притягивает внимание как магнит! Не устаешь вглядываться в коричнево-серые каменистые горы и ущелья, усыпанными пучками сухих кустарников. Очень хорошо в пустынных монастырях, спрятанных в горах. Здесь нет туристов, городской суеты. Напротив: царят аскетизм, первозданная красота и тишина. Один из таких монастырей, преподобного Саввы Освященного, расположен в Иудейской пустыне над горным ущельем. Преподобный Савва в 6 веке, находясь в этом монастыре, написал свои труды, которые легли в основу современного православного богослужения. Женщин в обитель не пускают. Внизу ущелья протекает и пенится Кедронский поток, по берегам которого растут деревца и кустарники: сине-зеленая ниточка цветущего оазиса с нависающими над ней суровыми скалами, как будто изрезанными и исполосованными шрамами. Так и жизнь святых подвижников, преодолевая пустыню неверия, мирской злобы и искушений, неутомимо течет и образует вокруг себя духовный оазис.

Но вот позади Иудейская гористая пустыня, и мы въезжаем в Иорданскую долину (Иерихонскую равнину). К северу она тянется до самого Кинеретского  озера и Галилеи. Впереди перпендикулярно – Иордан с зеленым оазисом вдоль берегов, за рекой – Моавитские горы в легкой дымке, расположенные на территории  Иордании и обрамляющие долину с Востока. А за Иордан ушла св. Мария Египетская для сорокалетнего подвига покаяния, молитвы и строжайшего поста. Справа – Мертвое море, северные берега которого можно разглядеть, а также знаменитое ущелье Кумрана, где в середине ХХ века бедуины нашли древние свитки с книгами Ветхого Завета, спрятанные там членами религиозной секты ессеев. Слева – дорога в Галилею мимо библейского Иерихона и Горы искушений.

Недалеко от поворота на галилейскую дорогу зеленеет небольшой оазис вокруг монастыря преподобного Герасима Иорданского, принадлежащего Иерусалимскому патриархату. Здесь мы узнали трогательную историю о том, как исцеленный преподобным лев, испытывая к своему спасителю огромную благодарность и пораженный его святостью, пошел за ним в монастырь и остался там “послушником”. На подъезде к месту крещения Господня на реке Иордан минное поле, оставшееся со времен войны. Сама река в этом месте оказалось очень узкой,  буквально метров пять-шесть, мутноватой и солоноватой из-за близости Мёртвого моря. Напротив – берег Иордании, и на нём – большой красивый храм с колокольней. Но переплыть туда нельзя – государственная граница. Река Иордан — самая известная река земли — берет свое начало в источниках горы Хермон на севере, проходит через Тивериадское озеро, и протекает приблизительно еще 500 километров, впадает в Мертвое море. Река Иордан тесно связана с историей Святой Земли и со многими событиями Ветхого и Нового Заветов. На ее берегах сформировались двенадцать племен Израиля, прежде чем войти в Землю Обетованную. Отсюда Илья Пророк вознесся на небо. Вблизи реки Иордан жили ессеи — первопроходцы христианского монашества, здесь же творил Иоанн Креститель и крестился Христос.  Читаем молитву, спускаемся по деревянному помосту в длинных белых рубахах, осеняем себя крестным знамением и погружаемся в святые воды иорданские, окунаясь за всех, кто нам дорог и не смог приехать в Израиль.

Заезжаем в древний Иерихон, город пальм, с которого началось завоевание народом Израиля Земли обетованной (Ханаана). Стены этого города, который осаждали израильтяне во главе с Иисусом Навином, чудесным образом рухнули. С западной стороны города высится Гора Искушений. Именно с этой горы, где Господь постился и молился сорок дней после Богоявления на Иордане, дьявол перенес Спасителя в Иерусалим на крышу Храма Соломона, где искушал его.

Начинается наш путь на север. Проезжая Самарию, мы останавливаемся на месте, где св. праотец Иаков построил колодец, возле которого Иисус Христос беседовал с самарянкой Фотинией. Сейчас этот населенный пункт называется Шхем (Наблус), а во времена праотцов – Сихем, где праведный Авраам поставил жертвенник Богу. В наши дни колодец находится в нижней церкви под алтарем нового большого храма, построенного в последнее десятилетие. Удивительно, что источник воды не иссяк до наших дней. Видно, с большой любовью и заботой о многих будущих поколениях копал этот колодец святой праотец.

На востоке можно было разглядеть страну Гадаринскую, где Спаситель исцелил бесноватого, жившего в гробах, от легиона бесов, и жители которой просили Господа уйти от их города после гибели стада свиней. На  северо-востоке: Голаны  и гора Хермон (ее вершина зимой покрыта снегом.  Сама Галилея необычайно зеленая, плодородная и живописная благодаря обилию пресной воды. Именно в этих местах, по тем временам достаточно отдаленных от Иерусалима, Спаситель провел большую часть Своей жизни, знал здесь каждый живописный уголок и многих жителей, отсюда начал Свою проповедь. На северном берегу озера располагались Капернаум и Вифсаида, где жили святые апостолы Андрей Первозванный и Симон (Петр). Хотя Иисус был назарянином, т.е. жителем Назарета галилейского, совсем другой город, а именно Капернаум (и только он), называется в Евангелии “Его городом”. Очевидно, это связано с тем, что Спаситель, не принятый и не понятый жителями Назарета, некоторое время жил со Своей Матерью на берегу Генисаретского озера в Капернауме, где проповедовал и совершил множество чудес. На месте дома, крышу которого разобрали для того, чтобы опустить к ногам Иисуса расслабленного, в наши дни стоит церковь в честь святых Апостолов. Это прекрасный розовый храм.

К западу от озера расположены Назарет и Кана Галилейская, а также гора Фавор, на которой, согласно преданию Церкви, произошло чудо Преображения Господня. Название горы, где произошло данное чудо, в Евангелии не упоминается, сказано только, что Он взошел на высокую гору. Гора Фавор, на которой когда-то водились хищные звери, постепенно «лысеет», а ее подножие начали застраивать местные жители. С горы открывается прекрасный вид на Назарет и плодородную Изреельскую долину, где в битве с филистимлянами погибли три сына царя Саула, а он покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. В этой долине, в наши дни мирно зеленеющей полями и садами, произошло немало и других кровавых сражений за Святую Землю.В IV веке св. царица Елена построила на горе Фавор величественную базилику, к которой вели сотни ступеней. Однако базилика была разрушена мусульманскими завоевателями Палестины.

 В Назарете, большая часть жителей которого – христиане, находятся два христианских храма: один из них православный – на горе, на месте источника, из которого Пресвятая Богородица и жители города пополняли запасы воды (этот источник есть и сейчас, именно здесь впервые Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве);  другой католический – на месте дома Святого семейства и Благовещения.

Канна Галилейская, упоминающаяся в Евангелии, является родиной Апостола Нафанаила и местом, где Христос сотворил свое первое чудо, а также вылечил сына царедворца из Капернаума.

Монастырь  святого Георгия Хозевита построен на северной стороне ручья эль — Кельт (библейский ручей Порат). Ручей, пересекающий северо — восточную часть Иудейской пустыни от Иерусалима до долины реки Иордан, когда-то был совершенно зеленым, поскольку из его русла бьют два источника: источник Айн-Фара — из западной части русла и источник Айн-Кельт из его середины. Первый монастырь был построен в пятом веке пятью сирийскими монахами. Сразу после его основания, монастырь стал святым местом паломничества, поскольку был соединен с гротом, в котором Илья пророк скрывался три года и шесть месяцев, и где кормили его вороны. Согласно еще одной, более поздней версии, базирующейся на Тайном Евангелии Яакова, монастырь был построен в месте, принадлежащем родителям Богородицы, Иоакиму и Анне.

В 1878 г., монастырь был восстановлен монахами Храма Гроба Господня, которые постарались сохранить и задействовать среди новых построек развалины, оставшиеся от древнего монастыря.

Впечатлений от поездки очень много. Иногда кажется, что слишком много, и поэтому большая их часть теряется безвозвратно в дальних уголках памяти, пролетает мимо и скатывается в горные ущелья Иудейской пустыни.  И становится понятно, что за одну поездку всего не увидишь, не узнаешь и не прочувствуешь. И это нормально. Паломнической поездкой на Святую Землю каждый христианин откроет для себя Святыни, приобщится к их истории, укрепится в вере, приобретенное духовное начало проявится в его каждодневной жизни и сохранит паломнику живую память о Святых местах.

Благословение Господне да будет со всеми, стремящимися ближе познакомиться с земной родиной Христа Спасителя, со Святой Землею, с «открытым Евангелием», как ее иногда называют, и так ближе подойти к пониманию Священного Писания — Слова Жизни, освещая им свою повседневную жизнь.

прот.Роман Уточкин

епархия-салават.ру / епархия-уфа.рф

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: