Фирстов А.Б., к.ф.н. Владение системой клинка и тела «Вихрь» в контексте традиционного семейного казачьего воспитания и дополнительного образования несовершеннолетних в современном обществе
08.11.22
Фирстов А.Б., к.ф.н. Владение системой клинка и тела «Вихрь» в контексте традиционного семейного казачьего воспитания и дополнительного образования несовершеннолетних в современном обществе
08.11.22

*доклад на церковно-общественном форуме ХII Епархиальные Табынские чтения
**Фирстов Андрей Борисович, подьесаул хутора «Нижегородский» СКВРЗ по РБ, педагог-организатор МБУ ОМК «Алые паруса», кандидат философских наук.

«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Путин В.В.

 

Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства.

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте патриотизма, который является уважением к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье.

Востребованы живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности в деятельности молодёжных и военно-патриотических организаций, клубов.

Формирование системы ценностей у молодёжи нравственного фундамента, во многом зависит от морально-нравственного климата в семье.

Патриотическое воспитание в нашем Отечестве в каждый исторический период существования государства российского имело свои особенности.

При этом характерной чертой формировавшейся веками системы патриотического воспитания является опора на ратные подвиги соотечественников и проверенные временем духовно-нравственные ценности. Патриотическая идея всегда была одним из мощнейших факторов, обеспечивающих жизнестойкость российского общества и государства.

С XVIII в. в России интенсивно развивается военно-патриотическое воспитание, так «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам организовывать работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения Уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Вместе с тем, как непреложное правило подразумевалось, что каждый офицер будет являть собой яркий пример патриотизма.

Знаменитые русские полководцы и флотоводцы XVIII-XIX вв. стремились развивать сознательное отношение воинов к воинскому долгу, чести и высокому призванию защитника Отечества. Так, П. А. Румянцев выделял в воспитании личного состава два элемента – моральный и физический. При этом на первое место он ставил моральный элемент, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь и преданность своей Родине. Наиболее ярко и полно патриотическая идея воплотились в деятельности А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова и М. И. Драгомирова. «Русская армия всегда была школой патриотической верности», а её победоносный настрой выступил «основой нашего национального самосознания», – подчёркивал русский философ И. А. Ильин.

М. Е. Салтыков-Щедрин полагал, что только образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма.

В последние сто лет существования Российской Империи сложилась известная патриотическая триада, выраженная формулой «За веру, царя и Отечество». Она нацеливала гражданское сознание на сохранение единой и неделимой Святой Руси – хранительницы истинно православной веры, а также на поддержание статуса России как мощной военной державы, задающей политические установки и участвующей в принятии мировых решений.

В советский период истории нашего государства формируется новая концепция и практика патриотического воспитания подрастающего поколения, именно на нём основывались невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, причём и в тот тяжелейший период патриотическое воспитание продолжало развиваться. Изменились государственная политика в отношении к религии, понятие «советский народ» стало трактоваться иначе: как социальная общность людей, основанная на содружестве всех наций и народов единой страны, участвующих в достижении общей победы. Именно в дни войны А. Ф. Лосев написал своё фундаментальное произведение «Жизнь», посвящённое патриотизму как любви к Родине-матери – жертвенной любви, которая делает служение ей смыслом человеческой жизни и подвигает людей на самоотречение.

Современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы. Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики.

«Родина есть духовная реальность. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма». В этих словах И. А. Ильина выражена взаимосвязь личности и патриотизма. Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству. В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения.

Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет, так, иногда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери и, наоборот, в истории  множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, совершает героические поступки – высшие духовно-нравственные акты личности.

Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется, быть, как все, становится правилом жизни. В противоположность массовой культуре, которая уничтожает в человеке состояние творца, индивидуальный подход к воспитанию и образованию позволяет раскрыть потенциал молодежи, воспитать патриотизм. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека.

Патриотическое воспитание – воспитательная практика, способствующая в детстве, отрочестве и юности человека формированию у него истинного патриотического умонастроения, которое обращает все способности и нравственную энергию личности гражданина на благо его Родины и Отечества, а посредством них и человечества в целом.

В современном мире патриотическое воспитание является актуальной темой. Современные дети и подростки неверно понимаются такие слова как: отчество, родина, страна, а также патриотизм. Не зная своей истории у человечества нет будущего.  Поэтому в разных городах создаются клубы, кадетские и казачьи классы, всероссийские организации, которые проводят работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Кадетские классы.

В городе Уфа существуют кадетские классы, в которых по мимо основных общеобразовательных предметов, существуют занятия и мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи.  Ребята занимаются огневой, строевой подготовкой, участвуют в различных патриотических мероприятиях.

Юнармия.

Особое место в патриотическом воспитании молодежи Уфе занимает всероссийское детско-юношеское патриотическое движение «Юнармия». Движение юнармейцев образовано по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу в целях улучшения патриотического воспитания молодежи. Поставленная цель — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Движение функционирует в рамках общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Идея создания организации связана с ростом количества военно-патриотических объединений. Юнармия призвана систематизировать патриотическое движение, а также увлечь ребят военно-патриотической тематикой. Юнармейское движение зародилось в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движения юных патриотов» (ДЮП), которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других.

В Уфе практически в каждой школе есть отряды юнармейцев, которые  воспитывают в себе такие качества любовь к Отечеству, доблестное служение народу, милосердердие, взаимовыручка. У юнармейцев есть особое отличие- это нагрудной знак в виде головы орла и удостоверение, которое подтверждает право быть членом данной организации.

Казачьи клубы.

В современном мире возрождается, и создаются казачьи общества – реестровые и общественные. Так в нашем городе функционирует СКВРЗ по РБ,  Оренбургское казачье войско, одной из задач в деятельности казачьих обществ — патриотическое воспитание молодежи.

В нашем городе организован  клуб фланкировки «Уральский казак» г. Уфа, под руководством Фирстова Андрея Борисовича.

В клубе занимаются ребята в возрасте от 7 до 18 лет и взрослые (самому старшему члену клуба 72 года) В клубе изучают  владение традиционным казачьем оружьем (шашкой и нагайкой), боевому искусству.  Так же воспитанники участвуют в различного рода конкурсах и мероприятиях. Особое место уделяется фланкировке шашкой.

Фланкировка казачьей шашкой, палкой (тростью), нагайкой  –  казачье   искусство.

Виртуозное владение холодным оружием издавна считается искусством. Любой человек придет в восторг, когда на его глазах начнут выписывать круги и пируэты шашкой, тростью, нагайкой. А именно так выглядит фланкировка – казачий танец, поражающий воображение.

Есть мнение, что искусство фланкировки казаки переняли у горцев Кавказа. Гипотеза вполне жизнеспособна, если вспомнить джигитовку, кавказские танцы, в которых задействовано оружие. Вместе с тем, по мнению специалистов, современная фланкировка саблей использовалась как один из обучающих методов защиты в бою. Казаки изначально обучались крутке оружием не чтобы показать свою удаль, а чтобы защищаться и нападать в строю.

Шашка – не единственное оружие, которое можно использовать для занятий. Эффектно смотрится фланкировка нагайкой. В чем-то она, будучи менее опасной в травматическом отношении, оказывается сложнее клинкового оружия. Применяются так же палки (тростки).

При обучении используются следующие педагогические принципы:

— Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.

— Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка, соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

— Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения.

— Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

— Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.

— Сознательность. Понимание пользы упражнений.

Фланкировка построена на чередовании движений рукой с шашкой, которые являются эллипсоидными. Замахи помогают наносить мощные удары оружием максимально быстро, причем времени тратится не так уж много. Крутка эффективно позволяет развивать гибкость, способствует развитию ориентации в пространстве, видению перспективы. Занимаясь с шашкой, вы укрепляете локтевые, кистевые суставы. Наконец, упражняясь, вы и мелкую моторику развиваете – ведь требуется правильно держать рукоять.

Данные упражнения построены на закреплении мышечной памяти. Энергозатраты не так велики, а вот пользу фланкировка приносит весьма существенную. В течение занятий человек заставляет работать все группы мышц. На асинхронных движениях задействованы так же и оба полушария мозга, ведь каждый элемент в обязательном порядке отрабатывается на правую и левую руку. Так что, если вы начнете изучать технику фланкировки шашкой или другим оружием, ваше тело и разум очень быстро придут в отличную физическую форму.

Начинать упражняться с клинковым оружием лучше с детства. Хорошо поддаются обучению ребятишки 5-7 лет. Правда, для них предпочтительной является фланкировка палками (тростками) и деревянными (тренировочными) шашками. Что касается высшей возрастной планки, то ее практически не существует. В казачьем сообществе можно увидеть очень пожилых людей, в мастерстве крутки не уступающих молодым, здесь требуется не столько физическая выносливость, сколько контроль за своими действиями. Мастера могут фланкировать без передышки не менее часа, поскольку умеют чередовать этапы собранности и расслабления.

Клуб фланкировки занимается по системе ВСКТ «Вихрь» (Владение системой клинка и тела)

Цели и Задачи:

— Самооборона

— Ловкое владение телом

— Владение предметами

— Различные виды боя с холодным оружием

В Систему входят три составляющих которые дополняют друг друга:

  1. Практическая фланкировка шашкой;
  2. Спортивная пешая рубка шашкой (лоза), постановка удара;
  3. Дыхательно-суставная гимнастика;
  4. Прикладной бой на шашках, бебутах (мачете), ножевой бой.

Целевая аудитория:

— Группы для Детей

— Группы для Взрослых

Польза от Занятий:

— Развитие ловкости тела;

— Укрепление здоровья;

— Умение двигаться в пространстве как с оружием так и без;

— Скорость реагирования в непредвиденных ситуациях

— Участие в Различных Спортивных Соревнованиях и Открытых Коврах без правил по договорённости.

Целевая аудитория:

— Группы для детей

— Группы для взрослых

детские занятия отличаются от взрослых.

Разные разминки:

— У детей больше на динамику, ловкость, скорость, внимание, координацию

— У взрослых на дыхании, ритме, осознанном движении, балансе.

Принципы патриотического воспитания:

  1. Поскольку патриотизм есть умонастроение, которое свободно направляет все силы и способности гражданина на преодоление недостатков своей Родины ради её развития и процветания, постольку в деле патриотического воспитания подрастающего поколения эффективны лишь такие средства и методы, которые находятся в согласии с нравственной свободой личности. Никто не может обязать человека любить его Родину-мать, так как любить что-либо по приказу нельзя.
  2. Благодаря своему духовному наполнению патриотическое воспитание помогает человеку в детстве, отрочестве и юности преодолевать его инстинктивно-непроизвольные влечения, эгоистические желания. Оно помогает становиться человеку брать ответственность за свои поступки. Патриотическое воспитание помогает становлению личности, преодолевать свою природную ограниченность.
  3. Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него – всего мира. Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему. Диалоги и дискуссии с молодежью проясняют для них понятие патриотизма.
  4. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации которая должна обеспечить право каждого на патриотическое воспитание.

В патриотическом воспитания можно выделить три этапа:

  1. Этап детства человеческого индивида, длящегося весь дошкольный и начальный школьный периоды, когда самое активное участие в воспитательном процессе принимают члены семьи ребёнка, воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя начальных классов школы.
  2. Этап отрочества, длящегося в период с пятого по восьмой класс средней школы, когда кроме семьи и школы активное участие в воспитательном процессе начинают принимать представители общества и государства, спортивных, туристических, военных, просветительских, художественных и религиозных организаций.
  3. Этап юности включает старшие классы средней школы, а также время среднего специального и высшего профессионального образования, когда воспитание индивида начинает сменяться его самообразованием.

Способы реализации патриотического воспитания на каждом из возрастных этапов:

На этапе детства:

— семейное воспитание, обеспечиваемое взаимной любовью всех членов семьи,

— дошкольное

— начальное школьное воспитание.

Содержанием этих форм является воспитание любви к флоре и фауне малой родины и уважения к другим людям, воспитание самообладания и ограничения своеволия, умения трудиться и любви к труду.

На этапе отрочества:

сознательное приобщение воспитанника к народным и национальным ремёслам, ознакомления его с природой, обществом и государством как закономерными и относительно автономными целыми.

Первоначальное развитие у подростка экологического сознания, закладка основ морального самоопределения, художественного и религиозного духа воспитанника происходит именно в отрочестве, что требует от воспитанника основательного знакомства с художественной литературой на родном и русском языках (в т. ч. переводной).

уяснения нравственных и религиозных источников воинской славы России.

Это делает подростка способным смотреть на себя и других людей как участников истории своего народа, своей родной страны.

На этапе юности:

свободное утверждение в сознании воспитанника разумного принципа его нравственной жизни и доброй воли. Он создаёт для себя образ желаемого будущего себя самого и своей Родины-матери, ибо только такой образ может стать целью его активной созидательной деятельности на благо своего Отечества.

Тогда же завершается становление самосознания личности, поскольку она постигает свою значимость в жизни своего народа и своей страны, а через них в жизни человеческого рода.

Личность научается жить в своём государстве, уважая закон и содействуя осуществлению необходимых политических решений. Как семейное воспитание делает человека способным к созданию новой семьи и воспитанию своих детей, так военно-патриотическое воспитание убеждает его в необходимости допризывной подготовки и военной службы, пока на планете не воцарится вечный мир между народами и государствами.

Субъекты патриотического воспитания

В процессе патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России осуществляется не субъект-объектная связь воспитателя с воспитанником, а отношение равноправных субъектов воспитания, поскольку такое их взаимодействие выражает принцип нравственной свободы личности и нацелено на воспитание у воспитанников разумного чувства любви к Родине-матери и Отечеству.

Субъектами патриотического воспитания являются, с одной стороны, дети и молодежь, а с другой – члены их семей, педагогические работники и общественные объединения, осуществляющие патриотическое воспитание, религиозные организации, национально-культурные сообщества и средства массовой информации.

Отношения между субъектами патриотического воспитания складываются на основе федерального и регионального законодательства, образовательных программ по патриотическому воспитанию, программ просветительских занятий, патриотических программ для граждан России, уставов патриотических клубов по месту жительства, а также туристических, ремесленных, научных, творческих организаций и союзов.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.