Епископ Пантелеимон (Шатов): Служение другим – трудная радость

По благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона при Кирилло-Мефодиевском храме Уфы создаётся община сестёр милосердия, которые будут осуществлять свою деятельность в республиканском Онкодиспансере. 16 апреля состоялась встреча сестёр и духовенства епархии с сотрудниками больницы и Высокопреосвященнейшими владыками – митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном, епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, который является руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности, и епископом Салаватским и Кумертауским Николаем.

 Настоятель храма протоиерей Александр Данилов приветствовал и поблагодарил всех собравшихся будущих сестёр милосердия за то, что откликнулись на евангельский призыв о любви к ближним. Главный врач больницы Руслан Закирович Султанов также выразил благодарность и священникам, и тем добровольцам, которые решили пожертвовать своим временем, частью души тяжело больным людям. «К сожалению, закон о волонтёрстве ещё не принят, поэтому мы с вами должны будем работать в рамках норм, которые выработаны обществом, главная из которых “не навреди!” – сказал он. – Чтобы осуществить это, надо учиться» (трёхмесячное обучение сестёр преподавателем кафедры “Сестринское дело” также предусмотрено).

Выступила главная медсестра диспансера. Она говорила об актуальности возрождения традиций милосердия, которыми так богата история России, так как в современной медицине усложняется область клинической диагностики заболеваний, поэтому круг обязанностей медсестры увеличивается всё больше. Были даже проведены исследования (так называемый хронометраж), которые показали, что у медсестры просто физически не остаётся времени на человеческое общение с пациентом, поэтому помощь волонтёров диспансеру очень нужна: «Раковый больной – это целый ряд тяжёлых симптомов (боли, слабость, отсутствие аппетита, сна, страх). Пациент постоянно находится в стрессе. Нужно человеческое общение, а положительный опыт взаимодействия с волонтёрами у нас уже есть – они занимаются организацией досуга пациентов».

Владыка Никон тепло приветствовал всех собравшихся и, давая своё благословение на служение милосердия, сказал: «Наше дело – своей верой и любовью подать людям надежду. Я сам бывший врач и знаю, что в любой больнице нельзя относиться к пациентам без любви и милосердия. Заботиться о человеке, который находится в страданиях, - великое дело, которое будет ходатайствовать за вас на Суде Божием. Я благословляю это начинание – первое в нашей епархии. Пусть Господь помилует нас по той милости, которую мы оказываем другим людям. Ведь и Священное Писание говорит, если мы крещёные, но не живём делами веры, мы не спасёмся. Многие оправдывают себя: мы, мол, и сами болеем. Все наши болезни, дорогие, не сравнятся с их страданиями. Поэтому будем трудиться и молиться. А свидетельствовать о вере нужно своей любовью. Когда я учился в мединституте, я 4 года работал в гнойной хирургии в Красноярской больнице, поэтому я знаю, что вам придётся столкнуться с трудностями. Помоги вам, Господи!»

Владыка Никон особо подчеркнул, что надо привлекать к этому служению и мусульман.

В заключение слово предоставили Владыке Пантелеимону. Преосвященнейший Владыка выразил радость в связи с этим благим начинанием и рассказал, что в своё время, когда он был только священником, у него умерла от рака жена, оставив ему четырёх маленьких дочерей: «Пока она лежала в больнице, она многих привела к вере и умерла со спокойной душой, я знаю об этой болезни не понаслышке. После её смерти я стал больничным священником. Хочу вам сказать, что путь служения другим – это трудная радость. И сестричество научит, как её познать. Господь говорит, что блаженнее давать, чем принимать. Ведь мы созданы не для того, чтобы жить для себя, а для того, чтобы жить для ближних. Таким человека создал Бог. И так всё устроено в жизни: мать служит детям, жена – мужу, дети заботятся о постаревшей матери…

В Москве сестричеству уже 22 года. Я знаю, что теперешнее ваше желание может исчезнуть, ведь мы светим только отражённым светом (в нас самих нет источника света), поэтому сёстры должны объединиться в молитве, стать общиной. Сочувствие как работа – это особое устроение души, которое можно почерпнуть только у Бога.

Ещё хочу вас предостеречь: не ваше дело осуждать врачей. Изо дня в день они работают с этими людьми. Вы – только раз или два в неделю, а они ежедневно и многие годы! Поэтому просто помогите, чем можете, порадуйте их! И ещё: не надо давать духовные советы больным. Отвечать на вопросы должны священники».

Ю. Кустикова


Первой российской общиной сестер милосердия принято считать Свято-Троицкую общину, созданную в 1844 по примеру католических общин по инициативе вел. кн. Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской. В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов. С образованием Российского общества Красного Креста большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий.

В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.

Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в России с начала 1990-х. В условиях нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки православных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…».