Доклад Главы Башкортостанской митрополии, Управляющего Уфимской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА на V Епархиальных Табынских чтениях: «Традиция и новации: культура, общество, личность»
Уважаемые члены президиума, всечестные отцы, монашествующие, дорогие браться и сестры, уважаемые гости!
Нынешние Пятые епархиальные Табынские чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» не только продолжают родившуюся четыре года назад добрую традицию, но и являются закономерной и неотъемлемой частью начавшегося 25 лет назад соработничества Церкви, государства и российского общества по нравственному и духовному воспитанию и развитию нашего народа. Признание государством Церкви одним из важнейших институтов социализации отражено, в частности, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», оно засвидетельствовано фактом введения в российских школах предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «ОРКСЭ», закреплено существующими в большинстве регионов РФ, и в том числе в Республике Башкортостан, Соглашениями о сотрудничестве Церкви с различными министерствами и ведомствами.
Социальная активность Церкви ни для нее самой, ни для российского общества не является новаторством. Наше совместное, а учитывая всероссийский масштаб –общероссийское- обсуждение поставленной в названии Чтений темы призвано донести до общественного и личного сознания россиян не только важность бережного хранения традиций, но, что более актуально важность необходимости следования им. Такой диалог поможет и Церкви осознать какие новации поспособствуют адекватному восприятию и, что более важно — воспринятию традиционного наследия. Подлинное значение и творческая роль новаций раскрывается именно тогда, когда они помогают современникам в каждом новом поколении воспринять то, что составляет содержание и сущность традиции, то, что традиция бережно сохранила и передает.
Подобное было в 4 веке, когда перед Церковью встала задача сформулировать учение о Лицах Бога Троицы в терминах современной ей культуры. Святые отцы, как смиренные выразители Священного Предания Церкви, новаторски воспользовались понятийным аппаратом античной философии. Так появились термины, «Логос», «сущность» и «ипостась», «единосущность», способствовашие развитию христианского богословия.
С другой стороны из российской истории мы знаем, что, когда перемены производятся «на заказ» и осуществляются с привлечением «административного ресурса», то они приводят к расколу. Так, например, это произошло, когда новациями в русской истории стали проводимые реформы церковного устава по приведению его в соответствие с византийской практикой. Еще один пример такой новация в русской культуре – активная вестернизация Петровской эпохи. Она так же не была принята всем русским обществом, породив две культурных формы, разобщивших общество: светскую, дворянскую и народную, крестьянскую и дав основу дальнейшему культурному расколу.
Для понимания роли и значения традиции и новации для культурной, общественной жизни надо обратить внимание на тот факт, что традиции играют по отношению к личности конкретную роль. Она состоит в том, что традиции служат залогом воспроизводства определенного типа личности. Конечно сама задача воспроизводства и развития того или иного типа личности решается в рамках семейного, школьного, социального воспитания. Но именно благодаря традиции личность становится носителем определенного традиционного типа мировоззрения.
Поэтому подлинной причиной противопоставления, вплоть до конфликта традиций и новаций, являются не они сами по себе. В них видят, или напротив — не видят противоречия разные типы личности. Разумеется, речь идет о евангельской типологии личности. Такую типологию мы можем отметить в словах ап. Павла, который призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу». (Еф. 4.29-32). Особенности нового евангельского типа личности заданы словами Священного Писания: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лука, 22. 37). Обретение любви к Богу и к ближнему – это воля Божья о человеке, которую человек призван стремиться исполнить прежде и более всего. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). В словах «это все» говорится о земных попечениях в широком смысле.
Важность приоритетного стремления к обретению любви к Богу, к жизни добродетельной выражена в словах заповедей блаженства — «блаженны алчущие и жаждущие правды». Соответственно, христианину должна быть свойственна «алчба ига и бремени Господня; алчба кротости, смирения, простоты, воздержания, чистоты, молитвы, славословия, покаяния, слёз, послушания, трудов на пользу ближнего; алчба милосердия, чтобы творить добро ближним и проч.».
Кроме того, ценностная ориентация «нового человека» на служение Богу и другой личности, задает ему меру в попечении о себе. Как пишетап. Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти». (Гал. 5. 13).
Евангельский идеал личности вступил в неизбежное противоречие с противоположным типом ценностной ориентации, свойственной ветхому человеку, истлевающему по слову апостола в обольстительных похотях. Ветхий человек ориентирован преимущественно на служении самому себе, своим желаниям. По причине ненасытности плоти и ее желаний служение себе становится всепоглощающим. Служа себе, ветхий человек готов принести в жертву своим эгоистическим желаниям любовь к ближнему и к Богу, свою душу и даже свою собственную жизнь. Ведь так и говорят иногда: «Умру, но не брошу… (пить, например)». Им движет «алчба корыстолюбия, сребролюбия, богатства, чести; алчба невоздержания, чревоугодия, сластолюбия, …зрелищ; алчба блуда, непокорности высшим, родителям, начальству; алчба пьянства, воровства, неверия, …богохульства, предательства, зложелательства, упрямства, каприза, мщения, гонения за веру; алчба уныния, убийства, самоубийства». Ветхий человек — «духовно близорук и слеп, и дальше этой жизни и своего носа не видит ничего. Весь его разум, мечты, воображения, удовольствия, надежды, расчёты, скорби или радости вращаются в этом мире. В будущее блаженство, в будущие муки он не верит и считает будущую жизнь сказкой». Ап. Павел с сокрушением писал об таких людях: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном». (Флп. 3. 21).
Неукротимое стремление к беспрепятственной реализации всех своих желаний и потребностей, доводит его по сути до самообожествления. Утратив на время поздней античности и средневековья свое общественное значение, эти взгляды стали возвращаться в европейские общества исподволь под видом идей эпохи Просвещения. Обмирщление представления о человеке в Европе началось с беспощадной критики религия, церкви, традиционного понимания природы, общества, государственного порядка. Именно тогда традицию поставили в один ряд с предрассудком, неразумностью, невежеством, мракобесием, религиозным фанатизмом, рабством, тупостью, варварством, бессознательностью, ложью, извращением, иллюзией, ненавистью, жестокостью. Овладев умами деятелей «просвещенной Европы», эти взгляды и убеждения прокладывали возвращение в общественную жизнь через революционный террор 18 века во Франции.
Россия не осталась в стороне от влияний этого искушения. Она также явила миру кровавый пример временного торжества идей французской революции. Но что принесла России борьба с религией и вообще со старым миром, который призывался в гимне Интернационала «к разрушению до основания», как «мир насилья»? К чему привела борьба с пережитками «темного прошлого», с традициями дореволюционной России? Чем завершились «новаторские» попытки воспитать нового человека, живущего в «новой общности людей», а по сути утвердить ценности старого –ветхого человека, которому давали новые пафосные именования: от «воинствующего безбожника» до «строителя коммунизма»?
Не зная всей статистики советского периода мы можем сказать достоверно только о таком результате этой эпохи, как превосходящее всякое понимание количество абортов, совершенных в СССР в 1963 году – их было совершено в тот год — 5, 6 миллиона!!! А сам новаторский «эксперимент» с русским народом, завершился «лихими 90- ми». Никакие высокие лозунги не смогли прикрыть саму суть материалистических представлений о человеке, как о рожденном исключительно для самоутверждения на сугубо земном поприще. И когда были сняты запреты, то умами бывших советских людей быстро овладела жажда обогащения всеми способами, начался рост преступности, произошло удручающее падение нравов, разрушение семей, рост суицидов.
В Европе же к концу Второй мировой войны общим убеждением для большинства западных ученых было то, что современность должна подорвать традицию во всем мире. По их мнению, от степени однородности обществ в отношении социальных институтов и культурных ориентаций зависела степень их возрастания их в экономическом плане, Но ведь очевидно, что однородность мировых обществ необходима мировому капиталу для формирования глобального рынка потребления.
Однако, установка на нивелирование извне традиционных культурных ориентаций национальных или многонациональны обществ, вступила в противоречие с их стремлением к самоидентичности, выраженной в верности своим национальным духовным традициям. Как правило, национальные культурные традиции воспитывают человека умеренного, в жизни которого рост личного потребления не стоит на первом месте. Такой человек ориентирован на увеличение не вещей дома, а детей в семье, на умножение не только денег, но и друзей. Он патриот и у него есть то, что не имеет цены — своя родная земля, свои духовные ценности. Он плохой потребитель западной продукции.
Поэтому западная наука уточняет объект своей критики и начинает клеймить уже не сами традиции, но верность им. Появляется термин «традиционализм», который осуждается за обращение к традиционным нормам ради их давности и приписываемой им святости.
Именно против верности традиционным нормам направлены такие непременные условия вступления в ЕЭС и получение доступа к дешевым кредитам, как отказ от традиционной семьи, от представления о полах, от любви к Отечеству. В Европе доблестью становится уже не только глумление над благоговейным отношением к святыням, но и издевка над страданиями и болью других людей. Журнал «Шарли Эбдо» прилагает немало усилий ради того, чтобы это происходило.
Но нельзя не упомянуть и о том, что существует другая крайность, полярная апологетике новаций. Внешне она может сопровождаться ожесточенным противлением, но уже не традициям, но всякого рода новациям. Абсолютизация традиции характерна для третьего типа личности — лютого законника, бездушного и мелочного ревнителя показного благочестия. На лицемерие и бессердечие современных Ему фарисеев и законников обрушивают свой гнев Христос.
В отличие от человека — потребителя такой тип личности кичится уже не тем, что, сколько, как и где он потребил, но кичится своим мнимым благочестием. Однако, как и в первом случае, тщеславие так же ослепляет человека, делая его неспособным к милосердию. В системе этих ценностей «человек — ради субботы (традиций, закона)», а не «суббота ради человека». В конце — концов, такой человек ополчается и против Бога вплоть даже до богоубийства. Так поступили законники и фарисеи времен земной жизни Иисуса Христа, которые возвели Его на Крест, преследовали и убивали Его учеников. Не только человек, но и религия на самом деле занимают в такой идеологии лишь подчиненное положение, как инструменты идеологического оправдания и поддержания жизнедеятельности обществ.
В настоящее время тип бездушного и бессердечного законника воспроизводят тоталитарные режимы. В них главным условием социального благополучия ставится не нравственное состояние и непрестанный труд человека над своим нравом, но аппарат насилия, тирания и страх. Власть в тоталитарных режимах фактически устанавливает террор закона против личности.
Догматизация искаженного понимания роли традиции, и апология тирании закона против человека, ненависть ко всякого рода иному и новому принесла в наши дни свой чудовищный плод в лице такого кровавого и бесчеловечного монстра как ИГИЛ.
Т.о., можно констатировать, что как догматизация новаций, так догматизация традиций приводят к воспроизводству разной, но одинаково ущербной в нравственном и духовном отношении личности.
В свою очередь православная культура, и вероучения традиционных конфессий исповедуя образ Божий в человеке и призывая личность к свободному нравственному и духовному самоопределнию, дает примеры плодотворного сочетания традиций и новаций. Евангельский новый человек, который становится смиренным выразителем Священного Предания Церкви, открыт для всех и всего другого в мире, кроме греха. Подлинная любовь к Богу и ближнему дает ему мужество и разум совершить необходимые перемены в традициях для того, чтобы помочь своим современниками адекватно воспринять Священное Предание. Причем такие перемены, которые не станут изменой Преданию.
Из истории Церкви мы знаем, что сделать это безукоризненно возможно только святым людям. В качестве примера можно привести святого равноапостольного Николая Японского, который годами изучал японскую культуру, быт, писал статьи в японские журналы. Сначала он всем сердцем полюбил Японию и японцев и лишь затем стал говорить японцам на их языке о Христе.
Братья и сестры, по милости Божией наше российское государство уже не сомневается в необходимости бережно относиться к традициям особенно тем, что заложены в традиционных верованиях, но не все готовы обратиться к ним. Более того, иногда возникают реальные препятствия на пути знакомства подрастающего поколения с традиционными ценностями русской православной культуры. Например, в четырех регионах РФ родители не могут выбрать предмет «Основы православной культуры» своим детям для изучения в школе. К сожалению, и в нашей Республике Башкортостан в этом учебном году такая же ситуация . И это после того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и Синод Русской Православной Церкви, так и лично я ходатайствовали на самом высоком региональном уровне об обеспечении свободы выбора родителями данного предмета. Однако, к нам по-прежнему поступают жалобы на то, что это право либо не предоставляется родителям в школах в нашей Республике вообще, либо оно нарушается. Разумеется, Башкортостанкая митрополия продолжит диалог и совместную работу в этом направлении с министерством образования республики по обеспечению права родителей на свободный выбор предмета «Основы православной культуры» в школах.
Но как верующие люди мы понимаем, что проблема недоверия к православной культуре не может решаться только на административном уровне. Нам следует искать причину и в самих себе. Видимо мы, как православные христиане еще не в должной мере предоставляем нашему обществу такой важный аргумент, как личный пример. Христианин, живущий хоть и современно, но богобоязненно, нравственно чисто, телесно воздержанно и скромно, духовно возвышенно, самой своей жизнью убеждает и помогает сомневающимся соотечественникам вставать на путь обретения себя в лоне русской традиционной духовности. Пусть желание таким образом помогать нашим ближним станет в ряду мотивов, побуждающих нас к стяжанию подлинного благочестия и нрава Христова.
Уважаемые участники конференции, призываю на вас благословение Божие и желаю вам плодотворно потрудиться на нашем форуме, встретить здесь интересных собеседников и обрести новых единомышленников.
Спасибо за внимание!
19 ноября 2015г.
фото Елены Бессмертновой