Уважаемые Вячеслав Петрович, отцы, братия и сестры, уважаемые участники и гости VIII — х епархиальных Табынских чтений!
Восьмой год продолжает собираться наш церковно-общественный форум «Табынские чтения». И из года в год мы все больше убеждаемся в том, что нас объединяет общая забота о настоящем и будущем нашей Отчизны, нашего дома – России. Убеждаемся в том, что у нас есть общее желание работать ради того, чтобы это будущее не только было, но было светлым и радостным.
Однако, будущее в значительной степени зависит не столько от нас, сколько от тех, кто будет жить и трудиться в нем. От тех, кто сейчас еще молод и самоопределяется, но скоро уже сделает свой нравственный и духовный выбор и утвердится на той или иной мировоззренческой платформе, т.е., от современной нам молодежи. Именно нынешняя молодежь, т.е., те, кому от 14 до 30 лет, поколение, проходящее стадию социального и культурного взросления, усваивающее социальные ценности и навыки и пытающееся применить их на практике, будет через 10-20 лет определять облик России и содержание общественной жизни.
Поэтому если мы не желаем, чтобы в нашей молодежи воспроизвелись наши недостатки, которые привели бы к еще более худшим последствиям, а чтобы они унаследовали наше стремление жить более нравственно совершенном обществе, то мы просто обязаны передать им в качестве духовного наследства высочайшие идеалы нравственности и указать на духовные высоты. Как одежда, скроенная «на вырост», предполагает, что ребенок будет расти, так и они будут указывать на необходимость стремления к нравственному совершенству. Это – условие формирования в них силы духа и чистоты сердца. А как говорит Святейший Патриарх Кирилл: «только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром».
Что и как сделать, чтобы все это состоялось? Ведь со стороны молодежи мы встречаем свойственное ей стремление к независимости и к свободе в мнениях, в поступках и поведении. Она не любит подчиняться традициям, ей в меньшей степени свойственна ответственность, характерная для более зрелого возраста. Она стремится к новизне, к переменам, экспериментам. У нее иное восприятие жизни. Высказывается мнение, что практически повсеместно среди молодых существует культ материального успеха, что у нее распространена иллюзия, что деньги решают всё, что отношение молодежи к национальным традициям и моральным устоям либо негативное, либо, в лучшем случае, ироничное.
В то же время, последние социологические опросы показывают, что в мировоззрении молодых респондентов важную роль играет «морально-этическая составляющая». К примеру, протестность российской молодежи носит во многом ценностный, альтруистический характер. Центр экономических и политических реформ констатирует, что недовольство молодых людей выходит за рамки их повседневных интересов, ее волнуют вопросы социальной справедливости. Например, 45% опрошенных, говоря о коррупции, выражали мнение, что она основана «на нелюбви к своей стране, к людям». 60% в качестве главной составляющей успеха видят построение карьеры «упорным трудом». 43% имеют опыт участия в волонтерской деятельности. 22,5% участвовали в благотворительности. 37% — голосовали на выборах.
Исследования позволяют констатировать, что у нашей российской молодежи существует запрос на причастность к большому делу, ей необходимо ощущение того, что это дело кому-то нужно, ей нужна «идея того, ради чего им предстоит жить и работать в России.
Очевидно, что для достижения поставленной нами цели надо, прежде всего, вести с молодежью откровенный, честный и доверительный разговор, с уважением к свободе личности, на доступном для нее языке, на привычных для нее площадках в социальных сетях, на сайтах, и, конечно, лицом к лицу. Этот разговор должен быть о проблемах нашего общества и об опасностях современной жизни, о добре и зле, о семье и ответственности, о сути нашего упования, о Боге и вечности, о подлинной высоте человеческой жизни.
Однако, не все перечисленное волнует молодое поколение. Более того, многие из названных тем не находятся в поле ее зрения. Если социальные и бытовые проблемы у всех перед глазами, то духовные опасности, различение добра и зла, суть религии и образцы высоконравственной и святой жизни почти отсутствуют в открытом доступе в достаточном объеме, а потому и не волнуют ее.
Конечно, Церковь приобщает молодежь к знаниям о вере и благочестии, о святости и о служении ближнему не только в храмовой проведи, но и во внебогослужебное время и за стенами храмов. Согласно решению священноначалия каждый городской приход и монастырь обязаны создать свою воскресную школу, свой сайт в интернете и открыть группы в социальных сетях. В Башкортостанской митрополии издается газета «Уфимские епархиальные ведомости», на региональном ТВ есть одна передача «Дорога к храму», выходящая в эфир один раз в неделю. Православная молодежь осваивает практические навыки служения ближнему в рамках таких организаций, как «Православные добровольцы Башкортостана», волонтерских движениях в Салаватской, Нефтекамской и Бирской епархиях, в скаутском движении – в Уфимском региональном отделении Братства православных следопытов — в отрядах «Преображение» и «Фавор», в Организации Российский Юных Разведчиков, в военно-патриотическом клубе «Александр Невский», в Центре духовного развития детей и молодежи «Спас», в волонтерской организации «Поиск детей — Уфа».
Работу с детьми и молодежью ведут и мусульмане республики.
Но все это доступно лишь той молодежи, которая уже пришла в храмы. Остальная молодежь зачастую живет в мире, параллельном религии, мире, равнодушном к ее нравственному состоянию. В этом мире, даже участвуя в светском волонтерском движении, она не сможет получить иммунитет от греха и порока. Достаточно вспомнить, что в среде функционеров такого мощного молодежного движения как комсомол, обычным были пьянство и блуд. И лишь только в религиозном сообществе безоговорочно и непреложно в центре внимания находятся вопросы благочестия, нравственности и высокой духовности. Это — очевидный факт. И именно эти темы нужно продвигать в фокус общественного внимания.
В российском информационном пространстве должны получить постоянную прописку такие темы, как почтительное отношение к родителям и к старшим, супружеская любовь и верность, патриотизм, традиционная религия, высокие нравственные идеалы, святость и святые, доброделание. Только при этом условии они смогут конкурировать с тем, что мы обычно видим и слышим на экранах и читаем в интернете.
От присутствия на телеканалах нравственной и религиозной тематики и символики их рейтинг только вырастет. Вспомним, например, что в конкурсе-шоу «Голос» безоговорочную победу, согласно всероссийскому голосованию зрителей, одержал православный монах — священник.
Все сказанное не является претензией религии на увеличение объема своего присутствия в информационном поле или на повышения своего рейтинга в общественном сознании. То, о чем мы говорим, является необходимым условием обеспечение права молодежи на свободный выбор из двух взаимоисключающих моральных альтернатив. Или она выбирает традиционные российские духовные ценности, которые сопровождали и вдохновляли наших предков на исторических путях и обеспечивают нашу культурную идентичность, нашу государственную мощь и процветание. Или молодежь остается с чуждыми нам либеральными стандартами, с бездуховностью и культом потребления, а за ними и с такими печальными последствиями, как разрушение семьи, нравственная деградация личности и прочее.
Пока же соотношение объема в информационном поле традиционно духовно ценного – с одной стороны, и пустого и пошлого – с другой вопиюще непропорционально. Следовательно, нет никаких оснований говорить о наличии свободы выбора у молодежи между традиционными идеалами и духовной пустотой. Она просто не видит альтернатив бездуховности, а потому не знает, между чем и чем ей выбирать и зачем это делать?
В такой ситуации нет оснований говорить о свободе и ответственности. Если молодежь не видит и не слышит ничего диаметрально противоположного блуду, ничего не знает о необходимости и даже возможности девственной жизни до брака и о супружеской верности, то в сознании молодого человека формируется убеждение, что блудить «можно, но… осторожно!». В рекламе противозачаточных средств она слышит: «Молодые люди, будьте ответственны, когда вы реализуете свою свободу в грехе и пороке!». Это все равно, что видеть свободу выбора в предложении палача приговоренному к казни: «Вам веревку или топор»?
Кстати, проблема с информированностью при выборе рельефно проявилась и в ситуации с преподаванием комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах нашей республики. Именно вследствие не информированности родителей о существовании у них возможности выбирать предмет «Основы православной культуры», впрочем, как и «Основы исламской культуры», процент выбора конфессиональных модулей неадекватно низок. При том, что 49% населения республики – это этнические православные, предмет «Основы православной культуры» был выбран в этом учебного году лишь 0,78% родителей. Факты нарушения права родителей на свободный выбор предметов из курса ОРКСЭ констатирован и нашим региональным министерством образования. В настоящее время ведется совместная работа по устранению нарушений права родителей на свободный выбор модуля, и мы надеемся, что эта проблема будет, наконец, решена.
Нравственные идеалы должны перестать быть достоянием исключительно религиозной сферы общественного бытия. По слову Святейшего Патриарха Кирилла «не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире». Добрые нравы, святость, подвижничество, жертвенная любовь к ближнему и Отечеству, религиозность – это наше национальное достояние, а не личное дело и забота одной отдельно взятой социальной группы верующих. Несправедливо, чтобы еще не пришедшие в храм люди, и прежде всего молодежь, были лишены открытого и прямого доступа к своему духовному наследию.
По нашему мнению молодежная политика государства должна быть нравственно–ориентированной. Это звучит и уст российских депутатов, по словам которых «стратегически стоит подумать о «ценностном предложении» для молодого электората». Пока же, как свидетельствует спикер Госдумы, «на сегодняшний день отсутствует единый системный подход в области правового регулирования государственной молодёжной политики». И мы надеемся, что в российской молодежной политике найдется место для популяризации традиционных ценностей, бережно хранимых религией.
И все же нельзя не понимать, что всегда, в любом, даже в тоталитарном государстве, человек остается свободен иметь свое личное мнение и принимать самостоятельные решения. Ведь свобода, как свобода воли – это неотъемлемый дар Божий. Как характеризовал его свт. Григорий Нисский: «Быть свободным от внешнего принуждения и быть никакой природной силой не связанным, но иметь самовластное, сообразно собственному суждению, решение».
Жажда свободы живет в глубине человеческого сердца несмотря даже на отпадение его от Бога. Без этой свободы мы не можем существовать. Свобода для человека часто дороже материального благополучия. За свободу человек готов идти на смерть. Но свобода может спасти нас, а может и уничтожить. Если свобода лишена мудрости и добродетели, то «она становится величайшим из всех возможных зол». Она превращается в «безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию» (Эдмунд Берк).
Это особенно актуально по отношению к молодому поколению, которому присущи переоценка собственных возможностей и недостаточно развитое чувство ответственности. В отсутствие личного опыта опыт предыдущих поколений, опыт подвижников и святых помог бы молодым ответственно воспользоваться даром свободы.
Однако, окончательно выбрать путь нравственного развития для молодежи сложно не только вследствие дефицита информации о нем. Молодежи присуще непостоянство во взглядах. В этом отношении ее можно уподобить одной из четырех видов почв из евангельской притчи о сеятеле. Молодые души пока еще подобны каменистой, т.е., неглубокой почве, которая приняв семя, дает быстрые всходы, но не дает возможности пустить крепкие корни и при восходе солнца семя вянет и высыхает. Так и молодая душа, услышав слово, тотчас с радостью принимает его, но, не имея в себе корня и постоянства, при возникающих искушениях, тотчас соблазняется, разочаровывается и оставляет его.
По справедливости, непостоянство души свойственно не только для молодого возраста, но и вообще для человека. Непостоянство имеет под собой глубокие основания, которые раскрыл в 7 веке прп. Максим Исповедник в учении о двух волях в человеке. Грехопадение расщепило естественную человеческую волю. И у человека кроме естественной воли появилась воля выбирать. Как результат, человек после грехопадения прародителей стал постоянно колебаться. Его воля двойственна и не в состоянии сама по себе остановиться, даже в искренне выбранном предмете. Один раз послушав диавола, человечество стало двоиться в выборе между Богом и врагом рода человеческого, между благом и злом.
Именно вследствие размытой морали и безверия, человек проявляет непостоянство во всех других аспектах своего бытия. Соответственно, утвердившись в вере, т.е., определившись как человек верующий, он обретает незыблемые нравственные основания в виде заповедей Божиих, ясные нравственные цели и непоколебимую опору в Боге.
Воля человеческая исцеляется и укрепляется исключительно в делах веры, т.е., делах любви к Богу и ближнему. По словам преподобного Иустина (Поповича) «Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией. В воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое здравие». Ап. Иоанн Богослов благовествует: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин.8. 32).
Т.о., подлинно свободным можно стать лишь на пути к благу, на котором человек преодолевает двойственность, обретает оправдание и облегчение совести. Как писал преподобный Максим Исповедник: «Подлинная свобода — это безраздельное, целостное, естественное устремление души ко благу. Таким был сотворён первый человек: властным свободно и непринуждённо творить благо». Добавим — «отвергаясь от зла».
Присущие молодости качества дают нам основания для надежды, что мы будем услышаны и поняты. Молодые люди еще не обременены обязательствами, отзывчивы на новое и интересное, их влечет то, что открывает перед ними светлые перспективы и приносит пользу обществу. Они способны на решительные поступки и действия ради высокой цели. Нам остается только быть искренними с ними, найти действенные средства и нужные слова, раскрывающие красоту и привлекательности добродетели, увлечь их идеалами высоконравственной жизни, как это делал Сам Христос, и Которому достаточно было после этого только призвать: «Иди за Мной!». Суть нашей задачи в том, чтобы помочь молодым людям добровольно взять на себя нравственные обязательства, потому что только через них пролегает путь к свободе и совершенству личности.
Следовательно, вопросы свободы и ответственности молодежи, вопросы воспитания в лице молодых людей наследников всех добрых качеств и нравов, традиционно присущих нашей культуре, не могут получить адекватного раскрытия и решения вне традиционной морали, имеющей непоколебимое основание в религии. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл: «Молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека. Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело. Будем делать все для того, чтобы такие понятие, как доброта и сила духа, стали бы притягательными для молодежи».
Дорогие участники восьмых Табынских чтений, надеюсь, что наш церковно-общественный форум поможет нам ясно осознать в буквальном смысле судьбоносность заботы о нравственном облике молодежи. Нам надо решительно и окончательно признать необходимость приобщения молодежи к традиционной морали, к ее глубоким основаниям в традиционной религии, сияющим святостью и нравственной высотой, открывающим перспективу свободного, а значит непрестанного совершенства в благе. Пусть Чтения дадут нам импульс к совместному, повседневному и кропотливому труду на этом поприще. Уверен, что и наша, верующая, молодежь, примет нашу заботу, как эстафету от наших сердец и продолжит эту крайне важную работу на стыке общества и Церкви.
Благодарю за внимание!