Доклад митр.НИКОНА на IX ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ «Великая Победа: наследие и наследники»
15.10.19
Доклад митр.НИКОНА на IX ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ «Великая Победа: наследие и наследники»
15.10.19

Доклад Главы Башкортостанской митрополии,  Управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП), митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА на
IX ЕПАРХИАЛЬНЫХ ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ
«Великая Победа: наследие и наследники»

 

Уважаемый Верховный муфтий России Талгат — хазрат, Урал Тагирович, гости, дорогие отцы, матушки, браться и сестры, уважаемые участники чтений!

Искренне рад приветствовать вас на нашем очередном церковно-общественном форуме. Последние 9 летмы собираемся вместе для обсуждения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи, с нравственным оздоровлением нашего общества. Ведь только совместный труд на этом поприще всех заинтересованных сторон может сплотить наше общество в единый живой социальный организм. Конечно, мы уповаем на объединяющую силу наших традиционных конфессий, которые несут нравственные ценности обществу: служение, долг, справедливость, милосердие, уважение ко всем людям. Возвышая человека, помогая ему видеть общее над частным, вечное над временной суетой, будущее над настоящим. Эти ценности она способны привести к согласию людей, даже расходящихся во мнениях и взглядах.

В этом году Чтения посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники» и проходят в преддверии ее 75 – й годовщины. Великая Победа – это не только исторический факт чрезвычайной важности и значения, трепетно хранимый нами, но и высочайшая для нашего отечественного самосознания идея, духовная и нравственная ценность. Россия никогда не была в лидерах ни по количеству развязанных войн, и не является лидером по размеру военного бюджета. Но наше народное достояние: огромные территории, природные богатства, выходы к морям часто вызывали в истории попытки посягательств на наши границы.

Однако, в Великой отечественной войне под угрозой оказалось само наше дальнейшее бытие. Лидеры фашистской Германии неоднократно и откровенно заявляли о геноциде славян, как своем праве и цели похода на Россию. Вот слова Гимлера: «Целью похода на Россию является истребление славянского населения… любой может их пристрелить без всякой жалости или эмоций». Или высказывания уже по отношению ко всему населению СССР Гитлера: «Мы должны уничтожать население — это входит в нашу миссию охраны немецкой нации. Нам придется развить технику уничтожения населения… Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы… Это будет одна из главных задач немецкой государственной деятельности на все время… не только завоевывать своих врагов, но и уничтожать их».

Для решения этой задачи гитлеровской Германией были поставлены под ружье не только сами немцы и народы других стран гитлеровской коалиции, но также 2 миллиона добровольцев из европейских стран. А если считать не только национальный состав вермахта, но и количество предприятий, работавших по – преимуществу на Восточный фронт, то можно сказать, что фактически против России воевала почти вся Европа. До сих пор окончательные цифры неизвестны, (прежде всего потому, что они неудобны для западных стран), но совершенно определенно, что против СССР с численностью населения до 190 млн человек воевала коалиция с населением 350 — 400 млн. человек.

Гитлера финансировали банковские и промышленные корпорации западной Европы и США. Фашистская Германия получала огромные суммы денег.

Очевидно, что в таком неравном соотношении сил, Россия не могла не понести колоссальных человеческих жертв. Она потеряла в войне около 27 млн человек! Наши военные человеческие потери насчитывают около 8 млн 700 человек, а потери гражданского населения – почти 18 млн! В том числе в зоне оккупации погибло 13, 5 млн человек гражданского населения. Из которых в свою очередь около 7, 5 млн было преднамеренно истреблено. Умерло на принудительных работах в Германии более 2 млн. Погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи более 4 млн человек.

Мирное население, становилось жертвой чудовищной безчеловечности не только со стороны немецких фашистов. С ними сравнялись в жестокости фашисты румынские, венгерские, хорватские и украинские бендеровцы.

Как бы предвидя ужасы этой войны, патриарший местоблюститель митрополит Сергий Страгородский обратился 22 июня к народу с такими словами: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой». Он напомнил, что «Отечество защищается оружием и общим подвигом, общей готовностью послужить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Наши предки «умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей… Нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» Ин.15:13.

По всем православным приходам был объявлен сбор средств для нужд Красной Армии. Именно на церковные средства в годы войны были приобретены знаменитые танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». Огромные суммы собраны и исламским сообществом.

В этой войне наш народ продемонстрировал присущие ему духовно-нравственные качества. Несмотря на масштаб жертв и первые потери на фронтах, он не только не дрогнул, но явил непостижимое для врагов терпение в перенесении тягот и скорбей, несокрушимое мужество перед врагами, безстрашие перед лицом смерти и готовность идти на любые жертвы во имя победы, во имя жизни своих родных, во имя исторического бытия своего Отечества. Воистину, то была «война народная, священная война»!

Исход войны решался не только за счет человеческих и материальных ресурсов. Как сказал Святейших Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Бог «вплетает Свой Божественный Промысел в человеческие усилия, и в этой страшной борьбе с врагом мы победили как потому, что мобилизовали все силы, что со смирением приняли страдания и скорбь, ниспосланные нам, так и потому, что молились горячо о победе… Бог преклоняет милость свою, не на той стороне, где сила, а на той стороне, где правда».

Исповедание действия Промысла Божия в достижении Победы не умаляет величие народного подвига, но подразумевает, что подвигу боевому и трудовому сопутствовал подвиг молитвенный.Непреложным историческим фактом является то, что перелом в войне совпал, как с нашей победой в Сталинградской битве, так и с прекращением Сталиным гонений на Церковь и на другие традиционные российские религии.

Знаменательно и то, что враг вторгся в переделы нашей Родины в день Всех святых в земле Российской просиявших, который приходился в том году на 22 июня. Это символически указывает, что фашисты, сами того не зная, пошли не только против Советского Союза, но против наших отечественных святых, против Святой Руси, границы которой выходят за пределы земного бытия и земной истории, и которую никакая богоборческая власть не в силах искоренить. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Святые угодники, в земле российской просиявшие, святой великомученик Георгий, Пресвятая Богородица, Господь, взиравший на безумства тех, кто посягнул на Святую Русь, — все были с нами».

А в другое воскресенье — 6 –го мая, в день, когда в 1945 году по православному календарю праздновалась Пасха, немецкое командование уже готовилось к подписанию Акта о капитуляции фашистской Германии.

Все этоговорит о том, что война была попущена Богом нашему Отечеству, в котором 25 лет проводилась богоборческая внутренняя политика, для того, чтобы наш народ очистился в этой ужасной кровавой войнеи, очистившись, победил и спас этим мир.

Великая Победа стала центральным событием отечественной истории, подобно тому, как Победа Иисуса Христа над смертью, т.е., Крест и Воскресение Христово являются центральным событием христианства. И так же, как образ Креста Господня истощает силу врага рода человеческого и питает иссякающие духовные силы верующих, так же и память о Великой Победе питает мужество сынов Отечества и истощает силу его врагов. Не случайно ополчились против памяти о Великой Победе внешние и внутренние враги России.

Противники почитания народного подвига, увенчавшегося Великой Победой, пытаются, как они говорят, развенчать «миф о Победе». И делают это отнюдь не неонацисты, против патриотизма восстают либералы. Для них жертвенность нашего народа в Великой Отечественной Войне – это вовсе не подвиг, а безсмысленная гибель людей. Мужество воинов, по их мнению, происходило от отчаяния, а Победа – это не плод духа, а результат численного перевеса.

За свою Родину Мать миллионы ее сыновей с готовностью отдали свои жизни. Они проявили равнодушие к тяготам войны и презрение к смерти. Лютые враги, говоря о наших воинах, вынуждены были констатировать: «Это люди неслыханной твердости сердца и тела», «Это просто страшно, как сражаются русские». Командир 41-го танкового корпуса вермахта генерал Райнгарт писал: «Было бы глубокой ошибкой считать результатом большевистских убеждений или воспитания то упорство, с которым русские защищались в Севастополе. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся».

Именно поэтому Святейший Патриарх Кирилл восклицает: «Как же мы должны дорожить подвигом того поколения! Как мы должны благоговеть перед этой кровью! Как мы должны благодарить Бога за Победу!».

Трепетно храня память о Великой Войне и Великой Победе, мы, как и все здравомыслящие люди, не хотим войн и страшных жертв с ними связанных. Однако, на глазах у всего мира наши так называемые «партнеры», ради доступа к источникам энергоносителей развязывают войны под совершенно надуманными и фальсифицированными предлогами. И, слава Богу, что мир пока избегает очередной мировой войны, победой в которой никому не удастся порадоваться.

По этой причине, по словам Патриарха Кирилла: «Мы должны быть сильными. Мы должны быть настолько сильными, чтобы даже мысль начать войну против нашей страны не могла серьезно существовать в сознании людей». Еще император Александр III любил говорить своим министрам: «Во всем свете у нас только 2 верных союзника, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, ополчатся против нас». При этомясно, что ни какое, даже самое совершенное оружие не поможет защитить Родину, если у ее сынов не будет этой особенной, жертвенной, готовой идти до конца, любви к ней.

Любовь к Родине дает видеть в ней не просто страну, а Родину-Мать, т.е., нечто святое и чистое. Так писал наш замечательный философ — монах Андроник (Алексей Лосев): «Веления ее непререкаемы. Жертва в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна».

О любви к Матери Родине мы должны помнить и говорить всегда, а не только в годы страшных испытаний. Ведь все мы, прежде всего, ее сыновья и дочери, а потом уже граждане одной страны. Гражданин действует в рамках данных ему конституционных прав и обязанностей. Дети же любят свою мать беззаветно и покоряются ее велениям. Как хула и безчестие своей матери – худшее, что дети могут сделать в своей жизни, так же и мы должны бежать как проказы неуважения и глумления над Родиной. Так низко поступают по отношению к Родине те ее скверные дети, которые смогли духовно дорасти только до озабоченных своим благополучием обывателей.

Родина не только надеется, как мать, на любовь и покорность своих чад, но, давая нам жизнь, бережет и питает нас несокрушимой силой духа, способной преодолеть любые препятствия и которой не состоянии противостоять никакие враги.

Понятие «Родина – Мать» или «Матушка Россия» имеет в русском языке особенный смысл, отсутствующий в других языках. Оно гораздо шире, чем совокупность родов, их истории, территории, родного дома. Оно есть у нас, потому у нас иной духовный опыт, который дан нам за любовь к своей Родине.

Любовь к Родине дает видеть нам друг в друге не только граждан и чиновников, народ и власть, производителей, продавцов и потребителей благ, клиентов и партнеров, православных, мусульман, иудеев, но видеть братьев и сестер нашей общей Матери — Родины. Это чувство дало нашим дедам победить в Великой Отечественной Войне. Любовь к Родине – Матери и семье — это наше подлинное духовное наследие. Это чувство, которое возводит нас в достоинство ее наследников.

Искренне желаю, чтобы работа нашего церковно-общественного форума помогла его участникам проникнуться этим высоким чувством – любовью к Родине и донести его до подрастающего поколения. Ведь Родина Мать ждет своих сыновей и дочерей!

Благодарю за внимание.

15 октября 2019г., г.Уфа
фото — Х.Сунагатуллин

 

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.