Доклад митр.НИКОНА на Х Епархиальных Табынских Чтениях
26.11.20
Доклад митр.НИКОНА на Х Епархиальных Табынских Чтениях
26.11.20

Доклад Главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП), митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА

на церковно-общественном форуме

«Х Епархиальные Табынские Чтения»

Тема: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Уважаемые Азат Маратович, Раиль Мирваевич, Талгат Сафич,  Айнур — хазрат, Айбулат Вакилович, Ленара Хакимовна, Руслан Тагирович , дорогие владыки Николай и Спиридон, уважаемые гости, дорогие отцы и матушки, браться и сестры!

Традиционные Табынские чтения, являющиеся региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений, этого высокого международного церковно – общественного Форума уже 9 раз проходили в Республике Башкортостан. В последние годы площадкой для их проведения был Дом Государственного Собрания – Курултая Республики.  И мы уже стали привыкать к прекрасным условиям и отлаженной работе сотрудников Курултая по обеспечению безупречного проведения Чтений.

Однако, нынешние десятые Табынские чтения проходят в непривычной для многих из нас обстановке – в он- лайн формате. Причина этому всем известна – неблагоприятная эпидемиологическая обстановка как в стране, так и в нашей Республике. Именно желание оградить участников Чтений от заражения опасным вирусом обусловило согласное решение органов региональной и церковной власти провести этот церковно-общественный Форум в формате он- лайн конференции. Мы благодарны Администрации Главы Республики Башкортостан, министерству образования республики за организационную и техническую помощь в проведении Чтений в новом для нас формате. Надо отметить, что согласие между государственными и церковными органами и взаимопомощь в решении общих задач стали особенно характерны для государственно-церковных отношений в нашей республике в последнее время. Это наглядно проявилось в совместной борьбе с пандемией вируса ковид 19. Надеемся, что очередным плодом этого сотрудничества будет успешное проведение Чтений. Но в то же время заранее просим прощения за возможные «шероховатости» в работе, обусловленные тем, что он-лайн формат еще только осваивается нами.

Нельзя не заметить, что государство и Церковь в последние годы все чаще обращаются к памяти о великих предках, о великих подвижниках и подвигах народа. В этом видно не только признание их исторических заслуг, но и стремление еще и еще раз осмыслить их жизнь, найти  в ней ответы на актуальные вопросы современности. Размышляя о великих людях нашей истории, мы тем самым проявляем к ним благодарные чувства, а также сравниваем себя с ними. И хотя как всегда это сравнение не в нашу пользу, но оно полезно для нас.  Еще и еще раз вдохновляясь примерами их жизни, мы можем найти в них указание на единственно правильный выбор  в решении в современных нам проблем и обрести мужество для  воплощения их в жизнь. Прославлением и почитанием наших великих и святых предков мы, как верующие люди, взываем и о личной помощи с их стороны. Ведь святые обрели милость Божию и после кончины своей земной жизни продолжать то служение отечеству, народу и людям, в котором они явили свои добродетели и доблести и прославились. В этой способности помогать нам сейчас – высшее проявление их духовного величия и ответ на вопрос о причинах и целях обращения к их памяти. Таким образом, святые не только сохраняются в памяти народа, они продолжают жить с народом, но они могут принять участие в современности только тогда, когда народ дает им такую возможность, верой и любовью к ним вручая ход событий их попечению.

Торжественное празднование в течение 2020-2021 гг. 800 – й  годовщины со дня рождения благоверного князя Александра Невского – это не только очередное свидетельство того, что святые пребывают в памяти народа, но и пример обращения к ним, как к живым источникам духовной силы, питающей мудрость и мужество, веру в Бога и верность своему Отечеству. По словам Святейшего Патриарха Московского и Вся Руси Кирилла «Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере. Эти ценности носят вневременной характер для любой нации».

Будущий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года в Переяславле-Залесском. Он был прямым наследником великих Киевских князей, Владимира, Крестителя Руси и Ярослава Мудрого, среди его знаменитых предков Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо.

Пройдя в четырехлетнем возрасте княжеский постриг, который совершил над ним епископ Суздальский Симон, он был отнят от матери и отдан на воинское воспитание.  В 8 лет он вместе со старшим братом был посажен отцом на княжение в Новгороде.  В 1234 году, когда Александру было 13 лет, его отец князь Ярослав берет своего сына — отрока на войну, где тот становится свидетелем победоносной битвы русских с немцами у г. Дерпт.  И уже в 16 лет, еще по нашим меркам юношей, он становится самостоятельным правителем Новгорода.

Ко времени начала государственной деятельности Александра Невского положение Руси было катастрофическим. Нашествие монгольских кочевников в 1237-1238 годах нанесло колоссальный урон русским землям. Экономическое и культурное развитие русских княжеств было прервано. Только в течение февраля 1238 г. монголы взяли на Северо-востоке 14 городов, не считая слобод и погостов. В марте того же года за Волгой на р. Сити было разгромлено русское войско. Завоевание Владимиро-Сузальского княжества было завершено. Разрушенные города восстанавливались с великим трудом. Однако, надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались. Страну подстерегали новые беды. В те же годы военная угроза нависла над Северо-Западной Русью: шведские и немецкие феодалы, воспользовавшись разгромом большей части страны, открыли «второй фронт», чтобы завладеть землями Новгорода и Пскова.

Главной враждебной силой выступил Ливонский орден, бывший отделением Тевтонского ордена и имевший своим покровителем одного из самых могущественных правителей Европы — папу Римского. Этот Орден в первой половине XIII века предпринял наступление на славянские земли. Поход не являлся простой попыткой одного государства расширить свою территорию за счет другого, это был настоящий крестовый поход, в котором участвовали рыцари со всей Европы, и который ставил своею конечной целью политическое, культурное и религиозное порабощение Северо-Западной Руси.

Кроме Ливонского ордена, русским землям угрожали молодое Литовское государство и Швеция. И появление на исторической сцене молодого талантливого полководца и политика было расценено его современниками как провиденциальное. «Без Божия повеления не было бы княжения его», – сообщает летопись.

Политическая интуиция молодого князя подсказала ему правильное решение – не верить пустым обещаниям Запада и отказаться от призрачной помощи против монголов, которую на определенных условиях предлагал папа Римский Иннокентий IV. Было очевидно, что договоры с Западом не могут привести к положительному результату. Доказательством тому послужил тот факт, что европейские правители вместо освобождения Святой Земли, в 1204 году захватили православный Константинополь.

В очень сложных условиях, при явном недостатке военной силы провел Александр Ярославич свои первые успешные сражения с западными противниками. Александр противостоял любым попыткам западных соседей воспользоваться монгольским нашествием и завладеть русскими землями. В 1240 году в своей первой битве он разбил на Неве шведов, готовивших свой поход  два года. За эту блистательную победу князь получил наименование Невский. В 1241 году Александр Ярославич выбил оккупантов из Копорья, в 1242 году – из Пскова и разгромил войско Ливонского ордена на льду Чудского озера. Как справедливо отмечал историк Николай Костомаров, Александр Невский этими победами избавил русских от участи прибалтийских славян, покоренных немцами, и укрепил северо-западные рубежи Руси.

В момент, когда почти три четверти Руси лежало в развалинах, триумфальные победы в битвах со шведами и ливонскими немцами были восприняты как общенациональные свершения народа, поднявшегося на борьбу за свободу и независимость. В этих и других битвах Александр проявил себя как расчетливый и смелый предводитель, владевший искусством войны.

Обезопасив западные границы Руси, князь Александр Невский  принялся за дела на востоке. Ордынцы, как и во времена Батыева похода, располагали силами, по численности во много раз превосходившими местные русские ополчения. Захватчики разоряли и грабили не только города, но и целые области. Они периодически намеренно уничтожали население, угоняли в плен заложников и мирных жителей.

В сложившейся тогда обстановке у князя был единственный выбор: или вынужденное согласие на дань, или военный разгром Северной Руси, на этот раз — включая Новгород и Псков. Пришлось выбирать наименьшее зло.

Чтобы избежать карательных мер со стороны монгольских ханов и сберечь русские земли от полного разорения, он пять раз ездил к ним на поклон в Сарай и Каракорум. Ему были пожалованы ярлыки сначала на великое княжение в Киеве и Русской земле, а затем в во Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской землях.

Можно только догадываться, сколько душевных мук и трудных глубоких переживаний претерпел непобежденный воин — князь Александр, понуждаемый обстоятельствами и стоящим за ними Богом, к смирению перед захватчиками. Но несомненно одно: только вера в то, что все беды обрушившиеся на русские княжества, были проявлением  Божественного Промысла за грехи гордых и своенравных русских князей – с одной стороны, и ответные покаянные чувства в сердце Александра Ярославовича, как верующего человека – с другой, помогали молодому и непобедимому доселе князю трезво оценивать сложившуюся ситуацию, смиряться и принимать единственно верные и мудрые решения.

«Политика по отношению к монгольским ханам была его самым великим, но и самым тяжелым историческим делом, послужившим соблазном для многих, но выведшим Россию из развалин на правильный исторический путь» — писал историк Николай Клепинин.

«Своей осмотрительной политикой, – писал о князе Александре Невском, историк Владимир Пашуто, – он уберег Русь от окончательного разорения. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Конечно, поведение князя по отношению к монголам не могло изменить их политику в отношении русских княжеств и народа, но князь делал все возможное и даже большее, чтобы смягчить ее жестокость и бесчеловечность с одной стороны и уберечь народ от восстания и ответных карательных мер – с другой.

Церковь со своей стороны старалась материально и духовно облегчить страдания народа, изнемогающего под бременем налогов, которые со временем лишь увеличивались. В 1257-1259 гг. прошла перепись населения для последующего увеличения дани. Будучи избавлена ханами от налогов, Церковь «при виде всеобщего народного истощения»  прекратила сбор практикуемой в те времена церковной  десятины и этим разделила тяготы народа.

Ради заботы о пленных и организации их выкупа, духовного окормления прибывавших в столицу Орды православных в 1261 г. в Сарае была устроена православная епископская кафедра. Она же способствовала миссии православия за пределами русских земель.

Впрочем, при проведении сдерживающей ханов политики князь не ограничивался дипломатическими мерами. Трезвый расчет и прекрасное знание положения дел в отношениях Золотой Орды и центральной монгольской власти позволили ему по предположению историков способствовать восстанию против сборщиков подати. В 1262 г., согласно летописным данным, против ханской власти синхронно поднялись Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Устюг, то есть земли, входившие во Владимирскую и Ростовскую епархии. Скорее всего, архиереи также не остались в стороне от всех этих событий. Таким образом, князь Александр Ярославич смог применить силовой метод для решения спорных вопросов с монголами, правда при наличии полной уверенности в том, что Русь не поплатится за это жестоким погромом.

Есть предположение, что после серии восстаний в 1262 г. в качестве наказания за вечевые выступления в русских городах  святой князь Александр был вызван в Орду. Это было уже его пятое путешествие. Хотя официальной причиной для той поездки был запланированный ханом рекрутский набор в ордынское войско, готовившееся к войне с Ираном.

Вероятно, князю Александру удалось убедить Берке-хана отказаться от первоначального намерения, и рекрутский набор не состоялся. Но на Русь он возвращался уже совершенно больным и умер по дороге в городе Городце под Нижним Новгородом, приняв перед смертью схиму с именем Алексей в Федоровском монастыре. Некоторые исследователи заподозрили монголов в отравлении Ярославича.

Взвешенная политика Александра Невского уберегла русские земли от полного разорения, княжества от уничтожения, а русское православие от унии с Римом. Более того, она позволила Церкви продолжить свою миссию на русских землях и даже за ее пределами.

Высокая оценка подвижнической военной и политической деятельности  князя — это не только дань уважения к его мудрости, как к личному качеству, явленному им в сложнейший период истории России.  Это и признание того, что князь верно  решил  часто беспокоящую Россию и русское сознание проблему. Проблему выбора между Западом и Востоком, как путями исторического развития.

В жизни России, через которую проходит граница между  Европой и Азией, не может не отражаться столкновение этих двух миров.  Однако, как Русь, так и Россия не видят себя ареной для противостояния  враждебных друг другу сил.  Так же она не согласна подчиниться периодическим попыткам стран Запада или Востока распространить  свое влияние на Россию, политическим  или военным путем поработить ее. Вбирая в себя все полезное и доброе от Востока и Запада, Россия идет своим уникальным историческим путем. Именно на этом пути  достигла своего высшего развития русская культура и русский дух. Однако, чтобы оставаться на этом пути, от русских и российских политиков требовалось и требуется, и будет требоваться  понимание самой сути исторической миссии Руси.

Пример жизни благоверного князя Александра Невского  указывает нам ключ к пониманию этой проблемы и подлинную цель, которой должен руководствоваться политик, поставленный перед ней течением событий, а о сути – Самим Богом.

Ответ заключается в том, что на самом деле проблемы выбора между западным или восточным  путями развития у России нет, поскольку она уже сделала свой духовный выбор и,  благодаря ему, стала Великой Россией, преодолев свои недостатки и явив миру свои достоинства.  Этот исторический и цивилизационный выбор был сделан равноапостольным князем Владимиром в 988 году.  Этот выбор – верность православному христианству.  Верность ему подтвердил святой благоверный князь Александр Невский, поставленный  историей между лукавым своекорыстием Запада, ищущим ослабления России и подчинения ее папскому владычеству через измену православию – с одной стороны, и  жестокой беспощадной силой Востока, ищущего политического подавления княжеств и наживы за их счет – с другой. В этой тяжелейшей исторической ситуации святой князь  вдохновлялся в своей политике высокой и духовной целью — сохранить Православие на Руси.

Стремление сохранить верность православной вере питало его мужество перед врагами, приходящими с Запада, а также давало силы смиряться  перед ханом. Оно придавало ему трезвость в оценках, но не лишало приверженности  правде и укрепляло решимость в защите интересов народа. В конце концов, ради сохранения своего народа князь положил не только свою гордыню, но и саму жизнь. Ведь поддерживая восстание русских городов против сборщиков податей, ходатайствуя об избавлении от рекрутского набора в ордынские полки, он трезво понимал, что рискует своей жизнью.

Примером своей жизни святой князь Александр Невский оставил нам завет – хранить православие, как залог исторического бытия Руси. Его жизнь и дела приоткрывает нам покров тайны над исторической миссией России – быть хранительницей православия.

По оценке историка Георгия Вернадского, благодаря сохранившемуся православию «как нравственно-политической силы русского народа» было возможно возникновение Русского царства.

Важность примера святого благоверного князя Александра Ярославовича для жизни нашей страны подтверждается всенародным, церковным и государственным  почитанием, начавшимся почти сразу после его кончины.
Сама весть о смерти князя потрясла и взволновала народ. Вскоре было составлено его житие – «Повесть о житии Александра Невского».  В 1381 году после чудесного видения  перед Куликовской битвой были подняты мощи князя, которые оказались нетленными. В этом же году он был прославлен Церковью как местно чтимый святой.

Общецерковное почитание святого благоверного князя Александра Невского началось  после его канонизации в 1547 г.в правление Ивана Грозного. О непрекращающемся народном почитании святого свидетельствует тот факт, что за последующие полтора столетия  его Жития претерпели 15 редакций.

При Петре I в характере почитания Александра Невского произошли перемены.  Император Петр I изначально относился с особенным пиететом к святому. Александр Невский становится третьим (после апостолов Петра и Павла) небесным покровителем будущей новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга.  Вскоре после основания Санкт – Петербурга в 1704 г. было принято решение о строительстве монастыря в честь святого.

В  1723 г. Петр I издал указ о перенесении мощей Александра Невского из Владимира в новую столицу. А 30 августа 1724 г. император лично встречал на Неве судно с мощами Александра Невского. В этом видно не только искреннее почитание российским императором святого князя, но и желание снискать его заступничество и помощь в государственных делах. В 1725 г. был учрежден Орден св. князя Александра Невского.

После октябрьского переворота в светском почитании благоверного князя произошли вполне ожидаемые перемены. Однако, постепенно «гипернигилизм», свойственный первым полутора десятилетиям после революции 1917 г., ушел в прошлое и к личности князя просыпается интерес. Следствием такой перемены в отношении князя стало создание в 1938 году и триумфальный выход на экраны Советского Союза, а затем и экраны всего мира  фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Этот фильм вошел в сокровищницу мировой культуры и не утратил своей привлекательности для зрителя вплоть до наших дней.

Появление талантливого фильма о древнерусском князе принесло не только славу его режиссеру, но и возродило всенародное, а затем и государственное его почитание. Имя Александра Невского, было упомянуто в речи Сталина на знаменитом параде 7 ноября 1941 г. В 1942 г. в СССР, взамен упраздненного после 1917 года дореволюционного ордена святому князю, был учреждён новый орден Александра Невского, как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.

Интерес к святому князю Александру Невскому обусловил появление в конце XX— начале XXI в. внушительного числа изданий о нем. Дополнительно стимулировал увеличению интереса в российском обществе к личности Александра Ярославича проект «Имя России», организованный телеканалом «Россия» в 2008 г. В ходе голосования зрительской аудитории благоверный князь Александр Невский занял первое место среди других известных деятелей нашего прошлого. Это, безусловно, свидетельствует и о признании нашими соотечественниками выдающейся роли святого благоверного князя в становлении и развитии Российской государственности и о том, что в нашей стране по-прежнему существует историческая преемственность в сохранении и передаче национальных культурных ценностей.

Знаменательно, что празднование 800 – й годовщины  дня рождения благоверного князя Александра Невского совершается совместными усилиями  государства и Церкви. Этот союз способен сплотить Российское общество ради целостности многовековых традиций единства народа и государства, ради духовного и патриотического возрождения, ради сохранения национальной идентичности и нравственности.

Перечисленные задачи актуальны на протяжении всей российской истории, пронизанной потрясениями, периодически ставящими страну перед выбором путей исторического развития. И даже если на какое – то, непродолжительное в исторических масштабах время, страна уклонялась от Богом ей предназначенного пути, то народ находил в себе силы возвращаться на него. Это происходило благодаря верности народа национальным культурным и духовным ценностям,  неугасающей народной памяти о великих предках. Они воистину являются источниками духовной силы, питающей мужество и мудрость, терпение и стойкость в перенесении тягот и невзгод, попускаемых нам Богом ради укрепления в вере и нравственных добродетелях.

Международная политическая и эпидемиологическая обстановка, затронувшая почти все страны мира, в том числе и Россию, в которой проходят церковно-государственные  торжественные юбилейные мероприятия, посвященные празднованию памяти святого благоверного князя Александра Невского, лишь подчеркивает  актуальность обращения к его личности. Мы надеемся и верим, что своим заступничеством перед Богом благоверный князь Александр Невский умолит Всевышнего отвратить эти угрозы, провести  нас  без вреда сквозь испытания, подать нам способность  принимать трезвые и единственно верные решения и вселить в наши сердца решимость твердо воплощать их в жизнь.

Мы уповаем на то, что молитвы князя помогут сохранить наше Отчество от внешнего врага, общество — от внутреннего раздора и оградят от тягот народ, так же как это происходило в его самоотверженном земном служении, за которое князь Александр Невский и обрел небесную славу.

Искренне желаю всем участникам Табынских чтений успешной работы на секционных заседаниях, интересного и содержательного общения, вдохновения на постановку новых задач  и решимости в достижении поставленных целей.

Спасибо

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.