Доклад митр.НИКОНА на XI Табынских чтениях
11.11.21
Доклад митр.НИКОНА на XI Табынских чтениях
11.11.21

Доклад Главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП) митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона на церковно-общественном форуме Митрополии

ХI Табынские чтения:
«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Уважаемые Константин Борисович, Азат Маратович, Талгат Сафич,  Айнур — хазрат, Ваши Преосвященства, владыки Николай и Спиридон, уважаемые члены президиума, дорогие гости, отцы и матушки, браться и сестры!

Искренне рад приветствовать вас на ХI Табынских чтениях Башкортостанской митрополии. Уже более десятилетия мы собираемся вместе на нашем церковно-общественном форуме для обсуждения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, укреплением единства российского народа, поддержанием национальных идеалов и исторических традиций государства, развитием преемственности поколений и сохранением культурно-исторического наследия.

Подобные встречи становятся местом общения и согласия для людей разных мировоззрений и вероисповеданий. Мы знаем, с каким трудом достигается единство между людьми, и напротив – как легко и быстро распространяются всевозможные разделения и нестроения. Поэтому так важно сегодня сообща осмыслять исторические уроки и события, определившие жизненный вектор развития России. В программе Табынских чтений с каждым годом увеличивается доля актуальных тем: защита нравственности в секулярном мире, проблемы сохранения культуры в информационном пространстве, политические и социальные особенности современного общества, вопросы сохранения семейных ценностей – эти и многие другие темы будут обсуждаться на секциях Табынских чтений.

Тот факт, что мы с вами собираемся в рамках Чтений уже в одиннадцатый раз, говорит о многом. Во-первых, о том, что Табынские чтения доказали свою востребованность. С каждым годом расширяется состав участников конференции, возрастает количество и качество представленных исследований. Во-вторых, отрадно, что наша совместная работа находит живой отклик в научном и культурном сообществе. Темы, связанные с духовным наследием, культурой и историей нашего Отечества не теряют своей актуальности. И, в-третьих – о том, что молитвенное предстательство Божией Матери не оставляет нашу многонациональную республику, и из года в год мы собираемся вместе для продолжения конструктивного диалога.

В этом году Табынские чтения вновь проходят в он-лайн формате. Такая форма общения и взаимодействия, несмотря на все ее недостатки, к сожалению, уже стала привычной в сложившихся условиях. Причина этому всем известна – неблагоприятная эпидемиологическая обстановка как в стране, так и в нашей Республике. Мы руководствуемся желанием оградить участников Чтений от любых рисков и пользуемся всеми возможностями, чтобы сохранить здоровье людей. Мы благодарны Администрации Главы Республики Башкортостан, министерству образования республики за помощь в проведении Чтений в таком формате. Мы вновь отмечаем, что согласие между государственными и церковными органами, взаимопомощь в решении общих задач стали особенно характерны для государственно-церковных отношений в нашей Республике в последнее время.

Тема чтений в этом году: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». В поле зрения наших участников  самые разные проблемы. Как сочетается христианское мировоззрение с современными взглядами на мир? Какова роль церковной традиции, религиозного обряда в тех или иных сферах человеческой деятельности, которые ориентированы на будущее, в частности, в образовании и науке?

Проблемы секуляризации это вовсе не «вопросы общего характера», как может показаться на первый взгляд. Принципы секулярного общества, исключающие понятие о грехе, ведущие к кризису и деградации общества требуют поиска решений, чтобы сохранить важнейшие ценностные основы человеческого бытия в стремительно меняющемся мире.

Множество тем для серьезных исследований дает история Русской Православной Церкви эпохи Петра I и их проекция в современность. Поэтому работа наших традиционных секций, посвященных истории, философии, патриотическому воспитанию и социальной работе, как всегда, обещает быть насыщенной.

Основную идею нашего церковно-общественного форума можно сформулировать так: проблемы современного общества — тем более острейшие из них, такие, как проблемы утраты нравственных ориентиров, секуляризации общества и новых вызовов, связанных со стремительным распространением новых вирусов и общественных болезней, ставящих под сомнение будущее нашего народа, — нельзя обсуждать в отрыве от их духовно-нравственных причин. Совершенно точно говорил об этом недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Большая ответственность лежит сегодня на всех нас, православных христианах, которые от купели крещения призваны являть пример доброй и благочестивой жизни, трезвого и

Отношение исследователей к личности и преобразованиям, проведенным Петром I, не однозначно. Мнения о том, какое влияние оказала церковная реформа императора Петра I на жизнь Русской Православной Церкви, также существуют самые разные. Ряд церковных деятелей отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович). Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и Главой Церкви.

Изучению церковной реформы Петра I посвящена обширная историография. В рамках нашего выступления мы не будем проводить ее анализ, а лишь упомянем самые, на наш взгляд, важные тезисы, авторы которых придерживались разных взглядов на проблему. Уже современники Петра I делились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже – в XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

Однозначно отрицательные оценки деятельности первого Российского императора в церковном вопросе дают архиепископ Серафим (Соболев) и митрополит Иоанн (Снычев). По мнению архиепископа Серафима (Соболева), «вред от противоцерковных реформ Петра I не исчерпывался только тем, что протестантизм еще при нем стал сильно распространяться чрез умножение сект в русском обществе. <…> Просвещение русского народа не было в ведении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России»[1].

По оценке митрополита Иоанна (Снычева), «судорожная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством чреды временщиков, мало любивших Россию и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера и мировоззрения. <…> Православная Церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей – светочей христианской духовности и православного образования. Самодержавие как принцип правления, предполагающий религиозно осознанное отношение к власти как к церковному служению, все более искажалось под влиянием идей западноевропейского абсолютизма»[2].

Петр рос без особого присмотра, который был характерен для его братьев и сестер. Ему были чужды православные устои, поэтому он негативно относился и к монашеству. Под преследования подпали  даже оптинские старцы. Не принимались такие проявления духа, которые не регламентированы правилами, внешними инструкциями.

Увлечения юного царя иностранными «потехами», сказались и на его личной жизни. Расправившись со своими недругами в лице царевны Софьи, Петр становится единоличным правителем Русского государства. Так как царь рос и воспитывался в кругу иностранцев, вдали «от дворцового этикета», он не получил истинного православного образования, поэтому и его реформы стали носить сугубо  секулярный характер.

Традиционный уклад русского крестьянства создает о Петре мнение как о «царе-антихристе»,  в связи с учрежденными им развлечениями: питейного удовольствия, театрально-карнавальных представлений, объединявший соратников и приближенных царя во «всеплутейший, всешутейший, всепьянейший собор». Собор изображал подобие крестного хода, когда шумная толпа разгуливала по Москве, творя многие бесчинства и кощунствуя.

Но в то же время Петр с большим почтением относился к некоторым священнослужителям и следовал их просьбам и советам. Примером такого отношения может служить случай, произошедший с Петром I и святителем Митрофаном Воронежским. В Воронеже под личным контролем Петр осуществлял строительство флота, святитель Митрофан призывал граждан для помощи царю в «этом благом деле». Петр Алексеевич, уже полюбивший все европейское, решил украсить общественные постройки статуями языческих богов, как было принято в западных странах. Действия царя святитель Митрофан, привыкший видеть образы Спасителя и Богоматери, не одобрил и, когда Петр отправил за ним, святитель решительно отказался явиться к царю. Петр разгневался и пригрозил епископу казнью, но узнав, что тот готов умереть за истинную веру, помиловал святителя. С тех пор, царь с большим уважением стал относиться к святителю Митрофану. В 1703 г., когда святитель умер, Петр сам нес гроб почившего Воронежского епископа.

Выдающийся церковный историк Игорь Корнильевич Смолич приводит четкое замечание Ю.Ф. Самарина в отношении Петра к Церкви: «Он не понимал, что такое Церковь, он просто ее не видел; ибо сфера ее выше сферы практической, и потому он поступал, как будто ее не было, отрицал не злоумышленно, а скорее по неведению»[3]. Но в то же время Петр не отрицал Церковь, он считал, что это учреждение необходимо в первую очередь для образования, поэтому он и хотел, чтобы она стала частью государственного аппарата, чтобы оказывала нужное влияние на русский народ. Поэтому, можно говорить, что Петр все же был религиозным человеком, так как считал, что власть принадлежит ему от Бога, а, следовательно, он несет перед ним ответственность за свою деятельность.

С принятием Духовного регламента и учреждением Святейшего Синода Петром I было отменено патриаршество. Он добился полного подчинения Церкви государству, к чему и ранее стремились русские князья и цари. Историки придерживаются разных мнений о причинах проведения церковной реформы. Одни склонны считать, что поводом к преобразованиям в Церкви послужило детское впечатление о кровавом и жестоком бунте стрельцов. Другие предполагают, что на реформу повлияли личные отношения Петра и патриарха Адриана. Третьи склоняются к тому, что Петр опасался появления нового патриарха Никона. Но однозначного ответа на этот вопрос в исторической литературе мы не находим.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что в России накануне петровских преобразований происходили значительные перемены не только в государственно-политической сфере, но также и в духовной. Все изменения, которым подверглась Россия в царствование Петра, имели предвестников в деятельности его предшественников, в том числе и царя Алексея Михайловича, в период правления которого Россия наполнилась иностранцами. Благодаря им Россия не только образовывалась, но и утрачивала свою национальную самобытность. Это во многом и повлияло на решение Петра I отменить патриаршество.

Конечно, Петр нарушал каноническое устройство Церкви, но не будем забывать, что и до этого Церковь уже не была абсолютно самостоятельной. При царе Алексее Михайловиче был учрежден Монастырский приказ, который фактически контролировал монастырские земли и земли архиерейских домов. Более того, мирские чиновники приказа занимались даже распределением доходов Церкви. Так что тенденция государственного управления Церковью уже существовала. Петр лишь поставил точку.

Правлением Петра I – началась новая эпоха – уже не Московского царства, но иного государства – империи. Россия получила выход к Балтийскому морю после долгой войны, которая шла больше 20 лет. Прошла через череду реформ, касающихся государственного управления, армии, флота. Изменилось всё: переделан был сам строй русской жизни. Россия теперь позиционировала себя как государство, которое заставляет считаться с собою мировое сообщество. Россия выходит из некой самоизоляции и являет себя на международной арене. Исследователи однозначно отмечают существенный плюс синодального периода – это система духовного образования, которая теперь не уступает европейскому к началу XX века. Петр I принял титул не только императора, но и отца Отечества. Этим подчеркивалась и особая новая роль государя.

«Совершенно неслучайно Петр I незадолго до своей кончины принял решение перенести святые мощи святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в новую столицу. Он был вдохновлен идеей построения великого государства, великой Империи. Он хотел, чтобы народ был сильным и благополучным», – отмечает Святейший Патриарх Кирилл.

Очевидно, что личность первого российского императора в церковной среде вызывает неоднозначное отношение. Однако важно понять, что отмечаемое событие дает нам возможность в ходе церковно-общественного диалога рассмотреть множество непростых вопросов в разных сферах нашего взаимодействия. Особенно на такие, как место верующего человека и религии в секулярном обществе, а также перспективы общества, все более удаляющегося от следования Божиим заповедям в созданном Богом мире. «Традиционные религии сохраняют критерий различения добра и зла. И в этом смысле и у христианских Церквей, и у исламского сообщества есть сегодня общая задача сказать современному человеку, что без способности отличать добро от зла человеческая личность деградирует, а вместе с ней — общество, и без нее мы не выйдем из перманентного кризиса», – отмечает Святейший Патриарх Кирилл.

Мы помним, что история не приемлет сослагательного наклонения и все исторические события, имевшие место в веках нашего Отечества промыслительною десницею Божиею ведут нас вперед, открывают новые проблемные области, определяют новые перспективы в жизни нашего народа.

Да благословит всемилостивый Господь и нас быть добрыми созидателями на благо нашей страны и нашей Республики. Искренне желаю всем участникам XI Табынских чтений плодотворной творческой работы на секционных заседаниях, конструктивного и содержательного общения, вдохновения на постановку новых задач и решимости в достижении поставленных целей.

[1] Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1992.

[2] Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. СПб., 2002.

[3] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.