иерей Дионисий Ефимов
РАЗВИТИЕ ОРКСЭ ИЛИ ПОЛНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
В статье предлагается рассмотреть краткую историю появления и развития предмета ОРКСЭ в современной школе, вплоть до последних кардинальных решений, которые грозят полным сворачиванием этого проекта. Предпримем попытку всесторонне оценить процесс реализации и объективную пользу или вред для подрастающего поколения от рассматриваемого предмета. В поисках пути преодоления духовного кризиса, опираясь на традиционную культуру народов России, была предложена инициатива, которая выражала интересы абсолютно всех родителей и их детей обучающихся в школе. Преодолев непростой путь внедрения, новый школьный предмет сразу вызвал большой резонанс общественного мнения. Развиваясь, имея свои проблемы и успехи, весь проект получил роковой сигнал после принятия нового проекта ФГОС в сентябре этого года. Остается сделать прогноз на ближайшее будущее: будут ли российские школьники изучать основы религиозных культур или можно прийти к выводу, что это был лишь эксперимент, который, к сожалению, закончился.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
ОРКСЭ ФГОС ОДНКНР ОПК религия образование культура
ВВЕДЕНИЕ.
В течение последних десятилетий вопросы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, как никогда, актуальны. Эти вопросы способны решить задачу формирования молодого поколения честным, добрым, трудолюбивым. Перед нами стоит проблема отсутствия необходимой доли нравственного воспитания у детей школьного возраста. Именно школьного возраста, так как в школу приходят совсем еще детьми, а заканчивают ее вполне взрослые люди. Через каких-то полгода, или через год, после выпускного молодые люди приобретают обязанность служить в Вооруженных Силах, право вступать в брак и право выбирать Президента своей страны.
В школьный период формируется система ценностей у человека, которая, в последующем, редко меняется кардинально. Поэтому, необходимо в этот период заложить самые важные знания для человека. Школа не воспитывает менеджера, программиста, юриста, школа должна воспитать человека — достойного члена общества. Для решения этой задачи было решено ввести в общеобразовательные школы предмет ОРКСЭ. Его необходимость была объективно доказана, но после относительно недолгой реализации, в этом году принято решение сократить количество блоков до двух, в предмете ОДНКНР. Возможно, под вопросом останутся, в будущем, и этих два модуля. Поэтому, обсуждение данного вопроса на различных площадках должно способствовать принятию решения, в котором нуждается подрастающее поколение нашей страны.
Хотя после серьезных изменений в изучаемой теме прошло немного времени уже многие общественные, государственные и церковные деятели высказали свою точку зрения по существу вопроса. Особо значимым и важным можно считать заявление председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Высокопреосвященейшего Меркурия (Иванова) митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Цель данной статьи — привести ряд объективных причин, которые докажут необходимость сохранения предмета ОРКСЭ в школе в изначальном виде.
Для достижения данной цели будут решаться следующие основные задачи:
— изучение предпосылок для возникновения необходимости предмета ОРКСЭ в школе;
— изучение появления предмета ОРКСЭ в школе;
— изучение возникающих проблем при преподавании ОРКСЭ в школе;
— оценка исключения преподавания конкретной религиозной традиции в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в соответствии с последним проектом ФГОС, принятыми в сентябре 2019г.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания. К общенаучным методам познания относятся системно-структурные методы, к частно-научным методам относятся: логический, сравнительный, исторический, статистический.
Теоритическую значимость статьи составляет попытка выявления возможных сценариев развития или сокращения предмета ОДНКНР, с выделением специфических признаков и характеристик изучаемого процесса.
Практическая значимость статьи заключается в возможности повлиять, в силу широты аудитории читателей, на сохранение предмета в прежнем виде с учетом допущенных ошибок, которые были прежде.
Структура статьи обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и литературы.
ОТ ПРЕДПОСЫЛОК ДО ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ.
Нормальная жизнь населения всегда базируется на богатом историческом опыте. История предыдущих поколений, положительные и отрицательные события нашего прошлого даны, как маяк, в деле созидания будущего. Этот маяк позволяет увидеть через призму историчности те устоявшиеся ценности, которые являются базисными для людей, и позволяет разглядеть подводные рифы, таящие в себе гибель и разрушение.
Исторически так сложилось, что на протяжении многих веков, образование было неотъемлемым делом Церкви. Вообще, христианство, как Церковь и мировоззрение, явились колыбелью современной науки и светского образования. Культура нашего народа формировалась под воздействием религиозного мировоззрения традиционных конфессий.
После распада советского государства образовался духовный вакуум, а школа, вообще, отказалась от воспитания. В этот тяжелый период Русская Православная Церковь выступила с инициативой введения предмета «Основы Православной Культуры». Изначально предполагалось, что это — не предмет изучающий вероучение, а тот урок, на котором дети могут ознакомиться с культурологической стороной православия. Такой подход не нарушает светский характер образования в школе. Для реализации принципа светскости изначально предполагалась отсутствие среди преподавателей священников[1].
Первый эксперимент начался еще в 1991 году в Смоленской области. Смоленск был местом служения митрополита Кирилла — сегодняшнего Святейшего Патриарха. Это была его личная инициатива, которая реализовалась сразу, как это стало возможно.
С 2006 года предмет «Основы Православной Культуры» преподавался в 15 субъектах Российской Федерации в качестве эксперимента.
Учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения нашей страны, не стояло задачи всех научить основам православной культуры. Предполагалось, основываясь на принадлежности родителей к традиционным конфессиям, выбрать один из 6-ти модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религий и светской этики. В 2009 году Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ о подготовке введения предмета ОРКСЭ во всех школах страны. С 1 сентября 2012 года данный предмет стал преподаваться во всех школах в 4-х классах[2].
С 2015 года в общеобразовательных школах, с 5 по 9 классы, введен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данный предмет являлся логическим продолжение ОРКСЭ, который тоже, в свою очередь, делился на 6 модулей.
В августе 2009 года Левада-Центр провел опрос: «как Вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» Результаты следующие:
— целиком положительно 25%
— скорее положительно 44%
— скорее отрицательно 13%
— резко отрицательно 6%
— затрудняюсь ответить 11%.
Из этих данных можно сделать вывод, что большинство поддерживало введение нового предмета, но было много политических, общественных, религиозных, научных деятелей, которые однозначно были против этой инициативы, например, десять известных членов РАН, которые обратились с письмом к Владимиру Путину.
Это вызвало широкий общественный резонанс, но все же предмет прошел апробацию и стал полноценным предметом в школе.
На февраль 2012 года в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что модуль «Основы светской этики» выбрали 42 % школьников, «Основы Православной Культуры» 30 %, «Основы мировых религиозных культур» 18 %, «Основы исламской культуры» 9 %, «Основы буддистской культуры» 1%, «Основы иудейской культуры» 1 %.
При появлении ОРКСЭ во всех школах страны в 2012 году лидером среди всех модулей стал ОПК 63%.
Динамика по выбору модулей постоянно менялась, приведем лишь данные за 2018-2019 год. Лидером стал модуль «Основы светской этики» — 42%, «Основы Православной Культуры» — 34%, «Основы мировых религиозных культур» 17%, «Основы исламской культуры» — 5%, оставшиеся по 1 %.
Это общие данные по стране. В различных субъектах Российской Федерации соотношение разнится, но, в общем, наметилась динамика, при которой родители школьников не хотят, чтобы их дети изучали религиозные модули.
ПРОБЛЕМЫ.
Изначальным инициатором введения в школе ОРКСЭ была Русская Православная Церковь. Объективно обоснованную позицию о необходимости подобного предмета, многие критики восприняли крайне негативно.
Суть обвинений сводилась к тому, что Церковь хочет оказать свое влияние на общество через школы, масштабно и за счет государственного бюджета. ОПК называли «агрессивным миссионерством». Обвиняли Русскую Православную Церковь в том, что она хочет все население христианизировать, а это крайне насильственно по отношению к многонациональному и многоконфессиональному населению России. Наконец, настаивали на нелегитимности подобных нововведений, так как Россия, в соответствии со статьей 14 Конституции РФ — светская страна, и образование тоже носит светский характер[3].
Принимая во внимание вышеперечисленные мнения, окончательный вариант реализации ОРКСЭ должен был устроить всех, не считая тех, кто считал, что школьников не надо перегружать дополнительным предметом.
Были представлены следующие модули:
— основы культуры традиционных конфессий России
– модуль, объединяющий культуры всех традиционных конфессий;
— модуль светской этики — для тех, кто не хочет, чтобы его ребенок изучал основы религиозной культуры.
Каждый родитель может выбрать любой понравившийся модуль. Идеальное решение для всех! Недовольных не должно было остаться[4].
Сами собой возникли сложности организационного характера. Первое — кадровая проблема. Кто будет преподавать? Каждая школа решала задачу самостоятельно, могли повесить нагрузку на любого преподавателя от учителя начальных классов до учителя физкультуры. Учителям необходимо стало проходить курсы подготовки. Где и кто их будет организовывать?
Второе — закупка методичек для учителей и закупка учебников для детей.
Третье, самое сложное — это организация преподавания в классе, в котором могут выбрать сразу шесть модулей. Одновременно требуется два и более учителей, два и более кабинета. И это для одного класса! Администрациям школ крайне тяжело решать такую задачу при нехватке свободных кабинетов и учителей предметников.
Две первые проблемы решаемы и они решаются. Необходимая литература закупается. Учителя подготавливаются и переподготавливаются.
Последняя проблема фактически не разрешима и школам приходится уговаривать родителей выбирать целым классом один модуль. Чаще всего к консенсусу приходят на модулях «Основы мировых религий» и «Основы светской этики».
Родители имеют право выбрать, но его право тяжело реализуемо. Бывали случаи, когда особо настойчивые родители требовали модуль, отличный от всего класса. Школа удовлетворяла желание родителей, но после пары месяцев учебы отдельно от остального класса, родители, обычно, просили переписать заявление присоединиться к остальным.
С этим связано смещение к выбору «Основ светской этики», или это общая тенденция недоверия к Церкви — неясно точно. Но на сегодняшний момент, цель, для которой разрабатывался и вводился курс ОРКСЭ, становится невыполнимой.
Есть предметы, которые, основы светской этики, в какой-то мере, в себе несут: литература, обществознание, история, рисование, музыка, русский язык, родной язык, иностранный язык.
Основ религиозной культуры в школьной программе почти не было. Немного в литературе и истории.
Замысел был в том, чтобы ознакомить детей, прежде всего, со своими корнями, поэтому предполагалось, что хотя бы «этнический» мусульманин будет выбирать модуль «Основы исламской культуры», православный, даже «этнический», а не по вероисповеданию, будет выбирать «Основы православной культуры». Такая позиция обоснована при распределении нагрузки при изучении литературы и истории. Мировая литература огромна и интересна, но ей оставляют очень небольшое количество времени, отдавая предпочтение русским писателям и поэтам. Мировая история необъятна по времени и пространству, но в разы больше часов отдают на изучение отечественной истории, так сказать, «галопом по Европам». В этом есть элемент патриотического воспитания. Образованный человек должен знать культуру и историю всех народов мира, но, прежде всего, он должен знать культуру и историю своей страны, и с этим аргументом вряд ли кто-то поспорит.
Модуль «Основы мировых религий» задумывался лишь как альтернатива, а он, вместе со светской этикой занимает почти 58% по России в 2018-2019 учебных годах. Основы религиозных культур остались в меньшинстве, при лидерстве такого почти бесполезного модуля, в рамках задуманных задач, как «Основы светской этики».
Последняя новость об ОДНКНР, который являлся по сути продолжением ОРКСЭ, заставила задуматься всерьез.
В сентябре 2019 года принят проект ФГОС, который предусматривает сохранение всего двух модулей в ОДНКНР: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур»[5].
Председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Высокопреосвященейший Меркурий митрополит Ростовский и Новочеркасский выступил с критикой нового проекта ФГОС: «В целом можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей, с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях»[6].
ВЫВОДЫ
Кратко рассмотрев предпосылки для появления ОРКСЭ и историю его введения, мы можем сделать вывод, что намеченная тенденция по выбору модулей ОРКСЭ крайне негативна и не способствует воспитанию духовно развитого гражданина России.
У школьников есть возможность обратиться к знаниям, которые, чаще всего, недоступны на других информационных площадках. Систематично и профессионально школьные учителя могут дать самый минимум знаний о религиозной культуре. К полностью отрывающемуся от своих корней подрастающему поколению, можно применить некогда ругательное на Руси выражение «Ванька, не помнящий родства».
Новый ФГОС внес изменения в ОДНКНР. Кто знает, какая будет тенденция в будущем? Будут ли изменения в ОРКСЭ?
Речь не идет о религиозном образовании, для этого есть воскресные школы при храмах, медресе и т.д. Замысел преподавания ОРКСЭ, как раз состоит в том, что оно носит сугубо культурологический характер, и оно всеобщее, то есть — для каждого ученика. Основы любой религиозной культуры вносят в сердца детей семена доброго, вечного и светлого, и, кто знает, может эти семена дадут самые лучшие плоды. Эти плоды хоть как-то повлияют на духовной кризис в России, выраженный в ужасающих статистических данных о наркомании, алкоголизме, суициде, ранней смертности, ВИЧ- инфицированных, разводах.
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (вместе с «Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1469860048084089… (дата обращения 18.11.2019).
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://docs.cntd.ru/document/902384503 (дата обращения 18.11.2019).
- Проект федерального государственного образовательного стандарта. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555 (дата обращения 18.11.2019).
- Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5501034.html (дата обращения 18.11.2019).
- Ефимов Д.А. Православное образование: проблемы и пути решения. Человек. Общество. Культура. Социализация. Уфа: Издательство БГПУ, 2008. – 460с.
[1] Ефимов Д.А. Православное образование: проблемы и пути решения. Человек. Общество. Культура. Социализация. Уфа: Издательство БГПУ, 2008. С. 9.
[2] Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://docs.cntd.ru/document/902384503 (дата обращения 18.11.2019).
[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
[4] Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (вместе с «Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1469860048084089… (дата обращения 18.11.2019).
[5] Проект федерального государственного образовательного стандарта. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555 (дата обращения 18.11.2019).
[6] Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5501034.html (дата обращения 18.11.2019).