К сожалению, изучение религии в нашем регионе не широко распространено в школах. Если курс светской культуры можно заменить такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура, родной язык и т.д., то специальный курс по религии полноценно или частично ни один школьный предмет заменить не может. Можно считать бесспорным мнение, что современному человеку в религиозных вопросах необходимо разбираться, если даже он атеист. Среди огромного количества информации о религиях и конфессиях неосведомленный человек может запутаться и попасть в деструктивную организацию. Хочется надеется, что данный вопрос будет урегулирован и окончательно решен во благо нашего народа и страны, в целом.
* * *
На сегодняшний день вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Потому, что они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.
На примере сегодняшей молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, страна находилась в глубоком политическом, экономическом, духовном кризисе. Коммунистическая идеология рухнула вместе со своими ценностями, и остался огромный духовный вакуум. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда аморального поведения, а обществом овладела коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как целостная личность, а как вещь и готовиться к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имиджмейкера, которая помогает человеку казаться кем-то и не быть самим собой.
Перед нами стоит явная проблема отсутствия необходимой доли духовно-нравственного воспитания у подрастающего поколения. Это касается каждого человека в отдельности и всего общества в целом, к примеру, возьмем экономику. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа.
Школа занимает особое место в образовании, как один из важнейших институтов формирования личности. В нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко меняются кардинально. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир.
Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. То есть не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшения положения педагогов, повышения их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.
Не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ.
Образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.
Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие, утрата христианской духовности порождает в западном мире все новые проблемы — и социальные и политические и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Вот только часть из них— наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы, и расширять их список.
Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений — и положительный, и отрицательный — дан как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели.
Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви. Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов.
Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, стала развиваться отдельно, независимо от богословия. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем устроен этот мир» и «каковы в нем место и роль человека».
Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Из этого принципа проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос.
Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.
Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.
Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы православной культуры», который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например, наркоман или лжец или человеконенавистник.
В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы, хотя бы в виде факультатива.
Человек. Общество. Культура. Социализация. – Уфа: Издательство БГПУ, 2008. С. 9-13.