Дионисий Ефимов, свящ. Православное образование: проблемы и пути решения
19.12.15
Дионисий Ефимов, свящ. Православное образование: проблемы и пути решения
19.12.15

К сожалению, изучение религии в нашем регионе не широко распространено в школах. Если курс светской культуры можно заменить такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура, родной язык и т.д., то специальный курс по религии полноценно или частично ни один школьный предмет заменить не может. Можно считать бесспорным мнение, что современному человеку в религиозных вопросах необходимо разбираться, если даже он атеист. Среди огромного количества информации о религиях и конфессиях неосведомленный человек может запутаться и попасть в деструктивную организацию. Хочется надеется, что данный вопрос будет урегулирован и окончательно решен во благо нашего народа и страны, в целом. 

* * *

На сегодняшний день вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Потому, что они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

На примере сегодняшей молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, страна находилась в глубоком политическом, экономическом, духовном кризисе. Коммунистическая идеология рухнула вместе со своими ценностями, и остался огромный духовный вакуум. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда аморального поведения, а обществом овладела коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как целостная личность, а как вещь и готовиться к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имиджмейкера, которая помогает человеку казаться кем-то и не быть самим собой.

Перед нами стоит явная проблема отсутствия необходимой доли духовно-нравственного воспитания у подрастающего поколения. Это касается каждого человека в отдельности и всего общества в целом, к примеру, возьмем экономику. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа.

Школа занимает особое место в образовании, как один из важнейших институтов формирования личности. В нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко меняются кардинально. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. То есть не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшения положения педагогов, повышения их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим  стоит задача не столько критики современной системы обра­зования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.

Не может не беспокоить излишняя ори­ентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах совре­менной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образо­ванию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничто­жить наш народ.

Образование на Западе возникло в эпо­ху Реформации, поэтому оно изначально было про­низано секуляризмом. Под влияни­ем этих взглядов духовная составляющая была удале­на из школьной педагогики, в школах Западной Евро­пы было отменено преподавание Закона Божия, и вско­ре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духов­ной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в ма­териальном измерении и нравственные нормы дикту­ются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие, утрата христианской духовности порождает в западном мире все новые проблемы — и социальные и политические и личностные. Вследствие утраты еван­гельских норм жизни, основанных на любви к ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность обще­ства, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических забо­леваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Мно­гие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего обще­ства. Вот только часть из них— наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, су­губо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут толь­ко усугублять эти проблемы, и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт преды­дущих поколений — и положительный, и отрицатель­ный — дан как маяк в деле созида­нии будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые явля­ются базисными для народа, и те шаги, которые подоб­но подводным рифам таят в себе опасность разруше­ния и гибели.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви. Изначально все шко­лы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений на­родное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые бра­тья-монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Ака­демия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обу­чались дети не только духовенства, но и аристок­ратов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии выш­ли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энцик­лопедист М. В. Ломоносов.

Вообще христианство как мировоззрение и Цер­ковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем на­ука, стала разви­ваться отдельно, независимо от богословия. С тех пор светская наука огра­ничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем устроен этот мир» и «каковы в нем место и роль человека».

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Из этого принципа проистекают вековые тради­ции отечественной педагогики, которая всегда имела ус­тремленность к идеалам святости и высокий нравствен­ный потенциал. Даже после отделения школы от Церк­ви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответствен­ного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос.

Сегодня Россия определяет для себя путь даль­нейшего развития и в этом процессе активно фор­мируются новые цели и задачи школы. Еще мысли­тели древности говорили о значении воспитания под­растающего поколения для общественной и государ­ственной жизни. Платон в своем «Государстве» рас­сматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нрав­ственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети бу­дут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, кото­рые сформировали их личность за время учебы.

Не так давно молодым поколением Церковь вос­принималась лишь как система всевозможных запре­тов и ограничений. В то время как православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодо­го человека с православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту пра­вославия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограниче­ния не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности бу­дет способствовать обретению смысла жизни молоды­ми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который все­гда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы право­славной культуры», который дает возможность совре­менным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обо­гатить свой внутренний мир, познать духовные и нрав­ственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступ­ником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например, нар­коман или лжец или человеконенавистник.

В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных реги­онах. Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы, хотя бы в виде факультатива.

 

Человек. Общество. Культура. Социализация. – Уфа: Издательство БГПУ, 2008. С. 9-13.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: