Д.С. Медведев
Аспирант
БГПУ им.М.Акмуллы
г.Уфа, Российская Федерация
В сборнике: Вопросы методологии социально-гуманитарных наук: современный контекст. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2018. С. 85-87.
Феномен информации в религиозном сознании на примере христианства
В статье на основании Библии и святоотеческого учения таких христианских мыслителей как преп. Максим Исповедник и свт. Григорий Палама, дается характеристика феномену информации. Учение о логосах тварного естества преп. Максима Исповедника и о Божественных энергиях Григория Паламы, интерпретируется в категориях современной теории информации.
Ключевые слова: Бог, теория информации, Григорий Палама, Максим Исповедник, энергия, логос
Medvedev Dmitriy
Рostgraduate student
BSPU of the M. Akmulla, Ufa
The phenomenon of information in the religious consciousness on the example of Christianity.
The article is based on the Bible and the patristic teachings of Christian thinkers such as Rev. Maxim is a Confessor and SVT. Gregory Palama, and gives a characteristic of the phenomenon of information. The doctrine of the logos of the created nature of Rev. Maximus the Confessor and of the Divine energies of Gregory Palamas, is interpreted in terms of modern information theory.
Key words: God, information theory, Gregory Palama, Maxim Confessor, energy, logos.
За последние 30 лет жизнь среднестатистического человека, претерпела существенные изменения. Список вещей первой необходимости пополнили такие предметы и технологии, как смартфон, ноутбук, GPS-навигатор, интернет и все другие средства информационно-технологических коммуникаций. Необходимость в этих технических устройствах не зависит от национальности, возраста, религиозных убеждений и т.д. Все эти устройства и технологии, с помощью которых, информация становится не только доступной, но и определяющей мироощущение, в той или иной степени касаются каждого человека.
Одна из основных книг христианства начинается с таких слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [1].Учитывая, что одним из основных носителей информации является письменная или устная речь, то вполне допустимо отождествлять слово с информацией. И, хотя слова все одинаковы [2], но каждый воспринимает их абсолютно по-разному. Допустим, если предположить, что Бог, при сотворении мира, передал информацию, некой субстанции. И уже заложенная программа произвела существующий мир. То слова Библии: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…»[3], приобретают уже качественно другой смысл. Собственно, и у научного сообщества вызывает вопрос причина слишком малого знания, о сущности информации, ее природы и взаимосвязи информации с такими философскими категориями, как дух и материя. Причем многими исследователями признано их взаимное отношение и говорится о тождественном уровне их осмысления. И возможно предположить, что только в дискурсе этих трех категорий: дух, материя, информация, возможно истинное осмысление явлений окружающей нас реальности[4].
Византийское богословие в лице преп. Максима Исповедника и его учении о логосах тварного естества и Григория Паламы о Божественных энергиях, в принципе, адаптируемо к теории информации. Можно предположить, что логосы тварного естества («мысли-воления» которые Бог, посылает в мир) связаны с информацией, заложенной в генетическом коде любого существа. Да и само сотворение мира может быть интерпретировано так: с помощью Божественной энергии Логос проецируется в информацию, которая в результате этого процесса облекается в вещественную форму. И здесь мы сталкиваемся с триединством духа, логоса и материи. Где дух – Божественная энергия, Логос – информация, а материя — вещество, полученное в результате синергии первых двух.
Платон, размышляя о сотворении мира, предполагал, что первичная материя (хаос, или «ме он») получила на свое полотно отражение идей, освященных Высшей Идеей Блага. В христианстве эта гипотеза была отвергнута из-за того, что это утверждение предполагало некую вечную реальность, существующую вне Божественного присутствия, что вступает в противоречие с учением о Вездесущии Бога. Также сознание того, что существующий мир есть, лишь отражение теней мира идей, явно принижало «венец творения». И в 1082 г. опровергая учение Иоанна Итала, христианство однозначно отвергло вечное существование мира идей вне Бога[5].
Тем не менее, концепция мира идей обрела в христианстве иную форму и наполнение. Богословие Логоса апостола и евангелиста Иоанна Богослова явно указывает на связь Логоса (вторая ипостась Бога) с «мыслями» Бога. Святитель Григорий Богослов в IV веке «мысли» Бога интерпретировал как «образы мира сего»[6]. Но полноценное раскрытие творчески-промыслительной связи Творца и творения преложил в VII веке Максим Исповедник в своем учении о логосах.
Согласно этому учению все творение подразделяется на «логос и внешнюю явленность». Следуя этому утверждению, можно заключить, что логосы не являются частью материального мира, который воспринимается органами чувств (здесь мы видим близость «идеи» Платона). Учение преп. Максима Исповедника о логосах выражено им в «Главах о любви». Он ввел такое понятие, как «логос сущих» («логос тварного естества») [7].
Хотя преп. Максим Исповедник и ввел в употребление такой термин как энергии Бога, учение о Божественных энергиях, получило свое полноценное выражение в трудах Григория Паламы, в XIV веке. Это учение базируется на главном парадоксе Православной Церкви – истине, что Бог «непознаваем» и «внемирен» как Сущность в Самом Себе и истинности Его познания через Его свойства и действия, посредством которых Его присутствие в мире реально.
По учению Григория Паламы, некоторая степень постижения Бога возможна только через Его через Его свойства и действия, которыми Он себя проявляет в мире. Это проявление Бога Григорием Паламой названо Божественными энергиями. «Энергия» по-гречески ἐνέργεια, значит «действие, деятельность, сила». Это понятие ввел Аристотель в IV веке до н.э. в своем трактате «Физика», но у него этот термин относился к деятельности человека, Палама же употребляет его относительно Бога, вернее «действий Бога».
Энергия Бога – не самобытная или ипостасная сущность, которая имеет независимое, самобытное существование. Хотя, может это и звучит как антиномия, но сущность и энергия Бога различны, и в тоже время, нераздельны.
Если попытаться осмыслить отношение сущности и энергии Бога, то можно заключить следующее: причиной Божественных энергий является Божественная сущность, в свою очередь Божественные энергии – есть способ Бытия Бога вне Божественной сущности, при этом без смешения с миром, т.е. с сохранением Его нетварности.
Логичность учения о логосах Максима Исповедника дает возможность его интерпретации в категории естественнонаучного знания — в такие разделы как теория информации и генетика. Через призму генетики логос сотворенного (мысль-воление Бога о мире), связывается с такой категорией как информация содержащаяся в существе, которая дает человеку понятие о данном существе. А в призме теории информации, можно определить логос как знание, сведения, которые воспринимает или человек, или специальное устройство [8].
Основываясь на вышеизложенном, можно предположить, что Бог претворил информацию (логос) в дух (энергию) и материю. В процессе создания как материального, так и духовного (идеального) миров, Логос («глагол Божий») «соприкасаясь» с миром не смешивался с ним, то есть не становился тварным и, «отражался» в нем в виде информации (содержащей понятие) о той или иной сущности. И с появлением уникальной информации (здесь можно подразумевать чертеж, план), в соответствии с ней, создавалась Богом новая сущность. Однородность логоса и информации подтверждается их нематериальностью.
Таким образом мы можем наблюдать, что теория информации имеет основание не только в информатике, кибернетике, но и в философских и религиозных концепциях. Пусть и в не привычной научному мышлению терминологии, но при этом, вышеприведенные труды христианских мыслителей, остаются актуальными и могут помочь найти ответ на вечные вопросы бытия.
Список использованной литературы.
1. Евангелие от Иоанна 1:1. Библия; Российское Библейское общество — Москва, 2014. — 639 c.
2. Хазиев В. С. Герменевтическая истина и язык философских текстов // Истины. человеческого бытия: сборник статей преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы. Уфа: БГПУ, 2007.С. 99-113.
3. Книга Бытие 1:3. Библия; Российское Библейское общество — Москва, 2014. — 639 c.
4. Колин К.К. Структура реальности и феномен информации // Открытое образование. — М., 2011. — № 5 (70). — С. 56-61.
5. Иоанн Мейендорф, прот. Византийское богословие, 2001, Мн.: Лучи Софии, с. 190
7. Сергей Л. Епифанович, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915. М., 1996, с. 65, прим. 1; цит. по: Леонид Цыпин, прот., “Вселенная, космос, жизнь – три дня творения,” 2008, К.: Пролог, с. 122
8. Клецов А.А. Как же Бог творил мир? О роли логосов, Божественных энергий и информации в творении. [Электронный ресурс]//Богослов.ru — URL: http://www.bogoslov.ru/text/4912689.html#_edn19 (дата обращения 17.06.2018)
© Д.С. Медведев, 2018