Чордоев А.Ш. Авторитеты современной молодёжи
29.10.13
Чордоев А.Ш. Авторитеты современной молодёжи
29.10.13

Доклад на III церковно-общественном форуме «Табынские чтения» (г.Уфа, 29.10.2013)

*Чордоев А.Ш. — студент 2 курса Уфимского филиала Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.

Прежде всего надо сказать, что несмотря на всё многообразие путей, которые современность предоставляет человеку можно выделить два пути. Первый путь заключается в вере в отсутствие Бога, говоря проще – атеизм. В чём же он состоит и чему учит приверженцев этой идеи. Прежде всего учит самостоятельности, чёткому осознанию, что когда ты умрёшь, то на этом и закончится твоя жизнь, что ты не просто умрёшь, а перестанешь существовать – будешь в состоянии вечной смерти и что у человека нет никакой души. Если взглянуть  непредвзято, то вся философия, если можно так сказать, общества сводится именно к этому. Людям пропагандируют идеи сиюминутных удовольствий, заботе исключительно о себе и потворству любым желаниям человека. При наличии у человека определённого уровня самосознания и уважения к окружающим вся эта пропаганда не нанесёт обществу, казалось бы, никакого вреда. Ну что плохого в том, что Вася пьёт, он ведь приходит на работу вовремя, выполняет порученное ему и вообще ведёт себя очень хорошо с точки зрения общества. Вот только проблема в том, что у Васи серьёзные проблемы и всё,  что он может сделать по борьбе с ними и что может предложить общество по борьбе с ними – пить, ходить в клубы и общаться с психотерапевтами, которые только и говорят людям освободиться от разнообразных пут, сдерживающих их от самореализации. Я говорю о обществе, потому что как бы не был устроен мир, но общество зачастую руководствуется именно принципами нравственности. Если взять Декалог (скрижали с Законом, данным через Моисея), точнее последние пять-шесть из них, то мы получим образ идеального члена социума. Кстати, почему-то многие считают, что в этих заповедях и состоит вся духовность, но это лишь нравственность. Сама по себе нравственность не плоха, но если поразмыслить, то ведь мы никогда не в своих поздравлениях не говорим: «Иван Петрович, Вы за свою жизнь никого не убили, ничего не украли, в порочных связях не состояли, спасибо, что Вы такой человек». Мы говорим о доброте, честности, справедливости, любви, то есть о таких вещах, которые к нравственности относятся постольку — поскольку. Возвращаясь к атеизму можно совершенно уверенно заявить, что он в лучшем своём проявлении может научить человека нравственности, а вот если обратиться к нашей действительности , то мы увидим, что наша молодёжь, воспитанная в условиях такой нравственности уже только вступив в сознательный возраст теряют всякий интерес к жизни. Россия занимает первое место в Европе по количеству детских и юношеских самоубийств, что весьма и весьма ужасно. Человек, только-только вступивший в жизнь, видит, что вся жизнь сводится к тому, чтобы зарабатывать деньги, тратить их, использовать людей себе в выгоду, гнаться за какими-то высокими постами, то есть единственно в том, чтобы постоянно трудиться в развлечение себе. И тут неудивительно, что молодой человек теряет смысл жизни, какой смысл, если ты просто собираешь вокруг себя золото и оно ничего не значит ни для тебя, ни для окружающих, по правде сказать от этого золота одни проблемы и владельцу и окружающим. И посмотрите на миллиардеров-миллионеров: один миллионер проигрался на акциях и его капитал упал со ста миллионов долларов до пятидесяти(пятьдесят миллионов это уже не деньги, если вы до сих пор думали, что это так) и мужчина покончил с собой. Другой случай: Березовский – у человека были миллионы долларов, но какая ему сейчас от них польза? Важно понимать, что нравственность лишь являет собой некий каркас человека, без которого тяжеловато жить, но это не наполнение. Как говорил один из создателей квантовой механики: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеистом, но на дне стакана ожидает Бог». Так мы подошли ко второму пути понимания жизни – Богопознанию. Но прежде кратко резюмируя можно сказать, что при следовании пути атеизма перед человеком становятся авторитеты не то чтобы нереальные, но заведомо пустые. Этот путь может сказать человеку, что ему надо радоваться, богатеть и жить, но вот зачем он никогда не сможет ответить. Чрезвычайно сложно увидеть смысл в обладании чем-то, что после твоей смерти станет собственностью другого человека. Получается, что всякий авторитет и всякая цель атеизма – мертвы. Второй путь это путь именно что духовности, наполняющий нравственные берега волнами духовности, которые способны принести человеку истинную радость бытия, а не только лишь удовольствие от обладания Ламборгини Галардо на десять лет. Духовность отвечает на самый главный вопрос: зачем? Православие говорит, что мы живём чтобы избавиться от грехов и страстей, избавиться от этой зияющей внутри пустоты, православие говорит, что каждый способен не просто жить счастливо здесь, но также способен избавившись или даже стремясь освободиться от страстей здесь жить счастливо-  ни много ни мало – вечность. И если любой авторитет в мире атеизма лишён наполнения и бессмысленен, то каждый авторитет в мире православия исполнен смысла. Любой святой, любой ангел является для верующего именно тем примером, глядя на который можно раздать все свои накопления и идти по их пути. Но, согласно словам апостола Павла, мы не Павла, не Петра и не Аполосовы, мы – Христовы и именно этот авторитет должен быть перед лицом каждого человека. Он дал нам указания и показал на примере Своей жизни, что эти указания не спущены сверху вниз, а являются осуществимыми и реальными условиями жизни. Христос призывает нас не отбросить нравственность и витать в облаках, грезя о почивании на лаврах, наоборот, «не думайте, что Я пришёл нарушить Закон…: не нарушить пришёл Я, но исполнить»(Мф 5;17). Православие говорит о необходимости исполнять правила, установленные и исполненные Богом, но в основе этих правил не слепая вера, любой человек интересующийся логикой может найти множество примеров подтверждающих тлетворное влияние нарушения заповедей (как Декалога, так и Заповедей блаженства). К примеру общество говорит если не о нейтральности, то о пользе добрачных отношений, христианство же напротив, запрещает их. Библейский закон запрещает добрачные половые отношения потому, что человек теряет всякое уважение к другому человеку. Спросите у любой девушки, вступившей в подобные отношения и она скажет вам, что если не очень быстро, то довольно быстро молодой человек потерял к ней всякий интерес, не надо быть семи пядей во лбу чтобы понять, что человек с лёгкостью отдающий себя другому без всяких обязательств с обоих сторон в итоге не будет уважаем никем, а потом потеряет и самоуважение. Надо понимать, что в обществе любой авторитет построен на крови и следование подобному авторитету не сулит ничего хорошего, потому что придётся и самому изрядно запачкаться и, если угодно, разложить свою личность чтобы достичь уважения в обществе, достичь своего авторитета; в то время как истинно духовно-нравственный путь предполагает стремление пролить как можно меньше чужой крови чтобы, опять же, соединиться со своим Авторитетом. В настоящее время  позитивное изменение сложившейся в обществе ситуации возможно и публичные деятели самых разных религий трудятся в пропаганде нравственности и духовности, но надо понимать, что самым главным действием в этом плане будет стремление нас самих жить в соответствии с духовно-нравственными установками христианства. Так же как мы, задумываясь о загрязнении окружающей среды и собственного подъезда не бросаем мусор мимо урны, точно так же можно иной раз удержаться от злобы и колкости, от скверного слова и от обжорства, от алкоголизма и осуждения. Точно так же, как мы смотрим в интернете вредность воздействия экрана компьютера на наши глаза, было бы не лишним смотреть вредность наших поступков, может и в интернете, но для меня эталонным средством сравнения стало Священное Писание, в котором явлен не просто закон и требования, но также и примеры исполнения и неисполнения Закона. Никому же в жизни не придёт в голову переходить восьмиполосную дорогу на красный свет, так же и с духовными законами: возгордился, и через неделю тебя сбила собственная же гордость. Но всякий закон будет для молодёжи лишь пустым звуком, истиной же он будет тогда, когда они увидят, что вот они живут по закону и счастливы каждой секунде своей жизни, так буду и я таким же. Ведь чем знаменито христианство, приведу пример: шестой век, Александрия, эпидемия чумы, на улицах лежат горы тел и все боятся даже выйти туда, но там же ходят люди и убирают умерших с улиц и хоронят. Жители в полнейшем недоумении спрашивают: «кто эти люди, они что – безумные?», а им отвечают «это христиане». Так вот испокон веков люди удивлялись не тому как люди никого не убивают, а тому «как они любят».

 

Список источников:

Осипов А.И. «Ориентация в жизни», лекция, 2011 г

Библия. Синодальный перевод. Русское библейское общество, М.,2001 г.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: