Чему-нибудь и как-нибудь: в школе будут обучать порнографии и употреблению наркотиков
28.01.13
Чему-нибудь и как-нибудь: в школе будут обучать порнографии и употреблению наркотиков
28.01.13
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Эта легендарная цитата из первой главы «Евгения Онегина» знакома всем нам буквально со школьной скамьи.

Но, думается, ни мы, ни даже сам Александр Сергеевич Пушкин — признанный классик, легенда и гордость российской культуры — не могли предположить, что в начале XXI века эта фраза начнет отражать содержание школьного образования по литературе. К сожалению, в 2012 году такие времена настали. Случайно или нет, но они совпали с приходом в мае минувшего года в министерство образования нового главы ведомства Дмитрия Ливанова.

Реформа школы, как известно, предполагает внедрение новых образовательных стандартов. Это довольно сложные документы, в которых прописана масса деталей. Неспециалисту понять их довольно трудно.

Однако есть вещи, которые способен оценить любой мыслящий человек, учившийся в школе. Одна из них — содержание программ по литературе. Мы все понимаем, скажем, что на уроках не должны изучаться никому не известные произведения, написанные матом. Или, простите, смакующие физиологические подробности, скажем так, разного рода действий. Мы просто не хотим, чтобы школьники такое читали. По той простой причине, что они — дети.

Поразительный факт, однако, состоит в том, что такое «чтиво» отныне рекомендовано «начальниками от образования», возглавляемыми Дмитрием Ливановым, в состав школьной программы.

Причем, заметим, не в качестве дополнительного чтения, а вместо признанных классиков отечественной литературы, которую знают и любят миллионы людей.

Действительно, в это трудно поверить. Но факты, как известно, вещь довольно упрямая. На наших глазах под прикрытием министерства образования идет страшная своей бессмысленностью примитивизация представлений детей об отечественной литературе. Причем происходит она под флагом «школьной реформы», призванной, казалось бы, улучшить ситуацию в школе.

«Обрезанными» оказались почти все, кто составляет золотой фонд культуры России. Это — авторы, чьи произведения изучают и знают во всем мире.

Так, сокращено изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина. «Медный всадник» более не является частью обязательной школьной программы, который неизбежно выберут в большинстве школ. Он оставлен лишь на углубленном курсе, т.е. для «элиты». Видимо, считается, что остальным знакомиться с этим великим произведением не нужно.

Та же судьба постигла произведения Антона Павловича Чехова. На базовом уровне (т.е. «для всех») дети более не должны читать ни «Человека в футляре», ни «Даму с собачкой».

Не пощадили и Николая Васильевича Гоголя с его «Петербургскими повестями»; и Исаака Эммануиловича Бабеля с его «Одесскими рассказами». А шолоховский «Тихий Дон» предполагается изучать только в виде отдельных глав.

Увы, и это еще далеко не все. Если великие авторы девятнадцатого века лишь подверглись сокращению, то литература века двадцатого в порыве административного восторга «господ от образования» оказалась «переосмыслена» куда более радикально.

Некоторые прославленные авторы, ставшие легендой для целых поколений, полностью вычеркнуты даже из «углубленного» курса. Среди них — поэзия Беллы Ахмадулиной, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. Нет в обязательном курсе и Алексея Толстого, и прозы множества других признанных писателей.

Возникает вопрос: ради чего? Ради каких «инженеров человеческих душ» и их «великих творений» министерство образования позволило так «обкорнать» школьную программу?!

В список этих «классиков» попали, например, Ю. Рытхэу, А. Эппель, А. Гладилин, А. Терехов.

Рискну предположить, что большинство родителей не подозревают, что некоторые произведения, помимо отсутствия сколько-нибудь понятных оснований для включения в образовательную программу, изобилуют нецензурной лексикой, порнографическими сценами и пропагандой наркотиков. Например, произведения В. Пелевина — автора небезызвестного, но явно не соответствующего ни уровню культурного развития 15-17-летних подростков, ни тем более потребностям школы.

Однако именно эти произведения, по мнению министерства и академии образования, отныне можно читать вслух и обсуждать несовершеннолетним подросткам в стенах школ! Именно на них должны учиться наши с вами дети!

По этой (и, подчеркну, исключительно по этой) причине я приведу здесь лишь одну выдержку из произведения упомянутого А. Эппеля. При этом вопреки традициям, я (а не автор книги, которую теперь должны читать в школе) все же поставлю в некоторых местах многоточие. Уверяю вас — в оригинале на месте этих точек написаны буквы. Итак:

«…Летняя улица светла и солнечна, а за другим сараем мальчишки спаривают кроликов. Девочки нарочито толпятся вдали, но все же видят, как кролик, сосредоточенно щипавший травку рядом с крольчихой, в какую-то секунду на крольчиху воздвигается, кто-то из ушастых зверьков резко взвизгивает, и оба, пошевелив носами, тотчас принимаются кормиться. Мальчишки то и дело констатируют, что кролики е…я. Девочки, поглядывающие издали, тоже знают, чем занимаются кролики, но слово е…я не употребляют. Наглые мальчишки, желая обратить внимание девочек, делают из двух пальцев левой руки кольцо и, просунув в это кольцо указательный палец правой руки, двигают им взад-вперед…».

По какой причине подобные произведения (а ведь это только один пример — их же, увы, куда больше) вообще попадают в школьную программу?! Вы себе представляете, как его будут читать и разбирать в классе?! А главное — зачем?!

Интересно знать, читали ли эти произведения министр Ливанов и его подчиненные. Если нет — то почему такое никому не известное произведение попало в школьную программу? Ведь там по определению должны быть только классики: те, чьи произведения проверены временем и оценены обществом.

Проблема нового стандарта школьного курса литературы отнюдь не сводится только к обрывкам нецензурных текстов, которые по недосмотру или из желания «всласть пореформировать образование» попали к детям.

Новая программа радикально — в 1,5 раза — сокращает количество часов преподавания литературы в двух старших классах школы. При этом, уменьшив время, отведенное на изучение творчества действительно признанных классиков, она резко увеличила число малоизвестных авторов. В итоге объем занятий, отведенный на изучение творчества каждого представленного в списке отечественного писателя, уменьшился примерно в 2 раза. Этого, по замыслу идеологов данной «реформы», видимо, как раз хватит, чтобы прочитать вслух и обсудить в классе отрывок, подобный приведенному выше.

Множество протестов в педагогическом сообществе вызвало и объединение в единый предмет двух: «русского языка» и «литературы». Это тоже создает целый ряд неожиданных, но от того не менее реальных проблем.

С одной стороны, профессиональное сообщество уже сейчас указывает на отсутствие достаточного соотнесения программы с содержанием ЕГЭ в части предмета «Русский язык и литература». А значит, школьники попросту столкнутся со сложностями при сдаче экзамена: со всеми вытекающими отсюда последствиями для их поступления, например, в ВУЗ.

С другой стороны, специалисты понимают, что в рамках единого предмета учителя будут вынуждены сокращать даже уменьшенные программой часы, отведенные на литературу: просто для того, чтобы больше времени уделить русскому языку. Ведь ЕГЭ по нему, в отличие от литературы, обязателен. И именно по результатам данного экзамена судят и об успехах учеников, и об их собственной работе. В итоге школьники постепенно перестанут изучать литературу вообще.

Наконец, путаницу создает непонятный большинству правовой статус этого списка литературы. На самом деле, по предмету «Русский язык и литература» перечень авторов и произведений отсутствует — как в самом стандарте, так и в каком-либо другом официально исходящем от министерства документе. Он вынесен оттуда в «Примерную программу учебного предмета», которая разрабатывается и рекомендуется Российской академией образования (РАО).

Таким образом, перечень рекомендуемых авторов и произведений может подвергаться регулярной корректировке со стороны некоторых представителей РАО: абсолютно без контроля со стороны общественности и при полном попустительстве минобрнауки. Которое теперь, очевидно, считает, что ответственность за содержание образования более не несет.

Конечно, после всего перечисленного очень хочется крикнуть: «Автора!»

Понятно, что список литературы для старших классов был составлен практически без широких консультаций с профессиональным сообществом. Иначе бы он просто не прошел.

Но его авторы известны. Это группа под руководством Б. Ланина, начальника Лаборатории дидактики литературы Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Еще недавно господин Ланин преподносил себя как представителя «креативного класса» и оппозиции. Многим запомнилось его интервью радиостанции «Голос Америки»: «Для чего при царствующей вертикали власти критическое мышление? Чтобы критически осмыслять вертикаль власти и приводить ее в некритически лежащую горизонталь? Это никому не нужно. Нужно, чтобы дети были умеренно образованы. Самое главное, чтобы они были ничтожно патриотически воспитаны».

В том интервью было выдвинуто и немало других «идей». Например — о том, что не стоит выделять деньги на экскурсии школьников по полям сражений Великой Отечественной, поскольку «спустя 70 лет это — не самая актуальная вещь для воспитания детей».

Бог с ним, с господином Ланиным. Не в нем дело. Он, вероятно, когда-то уедет в Америку, и очень неплохо там устроится, читая лекции о недостатках России.

Нам же нужно понять, почему чиновники от образования допустили, чтобы человек, с пеной у рта критиковавший якобы существующие проблемы властной вертикали, тут же начал реализовывать эти самые собственные заявления: «Нужно, чтобы дети были умеренно образованы. Самое главное, чтобы они были ничтожно патриотически воспитаны».

Нам нужно понять и исправить эту явно неправильно работающую систему. Ошибки или преступления какого-то «стипендиата» не должны ставить под вопрос образование миллионов детей. Такого просто не должно быть.

Ведь никакие стратегические документы или требования не заставляют министра Ливанова продвигать идеи подобной «литературной реформы». Показательно, что даже в недавнем Послании президента Владимир Путин призывал «не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий». Обратите внимание — русский язык и литература в этой цитате стоят раздельно: на их объединение в единый предмет ничто не указывает.

Да и сигналов о недовольстве общества подобной «литературной политикой» было уже предостаточно. Достаточно упомянуть хотя бы недавнее выступление в Государственной Думе Сергея Миронова, который, демонстрируя коллегам сборник с рекомендованными к изучению в школах произведениями, призывал к отставке министра образования, буквально заявив: «Нам эту ливановщину нужно кончать».

Трудно поверить, что министр разделяет взгляды людей, предложивших внедрить в школьную программу нецензурную лексику и сцены, далеко уходящие даже за рамки слова «эротический». Гораздо вернее, что он просто не считает нужным заниматься такого рода проблемами. Министерству интереснее куда более «громкие» или «денежные» вопросы: там, где можно что-то пролоббировать, раздать заказы. А происходящее в тиши классов образовательное начальство особо не беспокоит. Защищая же Гоголя и Высоцкого, много политических очков не заработаешь.

Но все же хочется напомнить ему, что ссылаться на неведение или то, что «Фурсенко попутал», уже поздновато: без малого год прошел. Что не за громкие заявления «по ящику», а именно за то, чему и как учат на уроках наших детей, общество и предоставило ему должность, и платит министерское жалование.

Все вышеизложенное дает повод задуматься над предложением Сергея Миронова о судьбе министерства и возглавляющего его министра. Ибо с такого рода литературой школьники свободно могут знакомиться, смотря порнофильмы и читая надписи на заборах.

Российская газета / епархия-уфа.рф

Комментарии читателей РГ:

Что происходит с преподаванием русской литературы в школе? — ваше мнение

Все реформы образования надо прекращать, законодательно запретить издание новых учебников лет на 20, вернуться к программе и учебникам годов 60-х. Все новые учебники не имеют никаких преимуществ перед проверенными временем старыми, их издание — это всего лишь кормушка для «авторов»-компиляторов.
Виктор (51, инженер, Курган)

Ознакомившись с «нововведениями» РАО, поневоле вспоминаешь канувшее в Лету слово «вредительство».
Виктория (49, образование, Белгород)

Я школьник, и мне больно подобное видеть. Наверное, мне попался замечательный учитель, с которым особенно интересно вчитываться в тех же Гоголя, Чехова, Пушкина. Не хочется думать, что следующим поколениям учеников может не достаться такой радости.
Юлия (15, ученица, Уфа)

По-моему, планомерное сокращение часов, отведённых под эти предметы — самый настоящий заговор против русского языка, против возможности самоосознания ребёнком себя, как личности-носителя определённого типа культуры,и соответствующей ей нравственной парадигмы. Т.е. — медленное, но верное омертвляющее воздействие на нацию.
Анастасия (19, студентка филологического факультета, Омск)

О том, куда катится наше «образование» слышу давно и постоянно от отца (директор школы) и матери (учитель начальных классов). Это, действительно, как кто-то писал выше, «обыдление масс». Сама работаю рекрутером в крупной федеральной компании, и через меня ежедневно проходят по 20 и больше человек, преимущественно в возрасте от 18 до 24 лет. Я просто в шоке, в ужасе, в каком-то кошмаре от их манер поведения, речи и многого другого. Русский язык, литература? «Не, не слышал».
Ольга (24, Менеджер по персоналу, Оренбург)

Очень много зависит от преподавателя. Я учился в московской школе № 170 (в то время известной и авторитетной, сейчас её номер 1279). Школа выпустила многих очень нынче известных людей: в моём классе учился Эдвард Радзинский, в соседнем — Марк Розовский, несколькими годами позже из нашей школы вышли Людмила Петрушевская, Андрей Миронов и много других литераторов, актёров, учёных и общественных деятелей.
Литературу и русский язык преподавала у нас пожилая маленькая женщина Лидия Григорьевна Бронштейн, выпускница Сорбонны, знакомившая нас не только с официально представленными у учебниках литературы писателями и поэтами, но и (на свой страх и риск) с Хармсом, Мандельштамом, Ахматовой, Цветаевой и другими литераторами начала века. Её уроки были удивительно интересными, она позволяла (и поощряла, как я теперь понимаю) на её уроках спорить, её интересовало мнение мальчишек (школа была в то время мужская: мы — выпускники 1954 года, потом присоединили к нам девочек, уже после нас), она была с нами в этих дискуссиях на равных.
Всю жизнь я благодарен ей за знакомство с русской литературой.
Zaltik (75, организация науки, Москва)

Реализация принципа «быдлом проще управлять».
PR (38, рабочий, Тольятти)

У знакомых ребенок ходит в 7 класс. Заглянул в учебник по литературе. И что я там увидел — ужас. Нет ни одной сказки которые мы изучали в школе, заменены какими-то снум-снумфриками (синими сущесствами непонятного происхождения, властелином колец и казалось бы безобидной сказкой «спящая красавица», при прочтении которой перед глазами встает порно фильм.
Так что твориться с литературой в школе? Я отвечу Меморандум СНБ 20/1 «План Даллеса».
Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

Литература, театры, кино, пресса — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
Александр (29, Госслужба, Самара)

Алгебру и геометрию уже несколько лет назад объединили в один предмет — математику. И сейчас вместо одного предмета — алгебы — сдают алгебру и геометрию и в 9 и в 11. Почему же нельзя русский и литературу объединить? Историю и обществознание? Бедные математики! У них нет времени на болтовню!
Вера (57, пенсионер, Канск)

Литература предмет скучный.Убрать
Кондратьев (47, менеджер, Москва)

Мой сын закончил в 2012 году школу, поэтому, школьные реформы ушли для меня на второй план. Меня, конечно, удивляло, что он не писал сочинения по литературе так, как мы писали (я училась в школе с 1976 по 1986 г.). Но эта статья — это шок для меня! Я много читаю всю жизнь, не только классику, но этих новых авторов не знаю. Если то, что пишет автор правда — это, я считаю, преступление против наших детей. Сокращать Пушкина?! А Чехова??!! Господи, ну что делать?! Посто руки опускаются от этого произвола…
Инна Николаевна (43, производство, Екатеринбург)

Да… Происходит что-то отвратительное. Искренне радуюсь, что вовремя отучилась в школе, до тех пор, пока не возникли все эти нововведения. И литература в моей гимназии была чуть ли не основным предметом, настолько скрупулезно и обстоятельно нам ее преподавали. И думаю, никто от этого не пострадал.
Но к классической программе у меня есть свои замечания. Считаю, что невозможно 15-16-летнему уму понять то же «Преступление и наказание» или «Тихий Дон». Просто для осмысления недостаточно жизненного опыта. После школы Пушкин и Тургенев для меня так и остались детской литературой для пятиклассников, хотя и понимаю, что не было у них цели писать для детей.
При наличии здравого ума программу можно усовершенствовать так, чтобы не отбить у детей и подростков желание читать, при этом подобрав произведения, быть может, более легкие для восприятия, но основавающиеся на правильных ценностях. Но ни в коем случае за счет использования мата и порнографических подробностей. Дети, если захотят, сами все это найдут и в Интеренете. Поэтому не стоит эту тягу еще и подогревать в школе.
Возможно, у авторов всех этих новшеств нет детей, или они уже выучились, или учатся заграницей на иностранном языке, где, наверняка, им преподают и Пушкина, и Толстого, и Достоевского, потому что это уже достояние не русской, а мировой культуры.
Жаль современных школьников. Это брошенное поколение никому ненужных подопытных кроликов.
Ольга (25, Фрайбург, Германия)

Мой ребенок учится в муниципальном учреждении с платными образовательными услугами. Конечно часов на программу, как в советское время не хватает, но учитель может сам корректировать часы по авторам, если правильно распланирует. Можно ведь и дома изучать произведения, с проведением анализа на уроке. А дети в сети находят то, о чем многие родители и не подозревают.
Будьте внимательнее к детям, любите их, а не только деньги зарабатывайте. Тогда переживут дети любую реформу, без урона нравственных качеств.
Елена (43, здравоохранение, Ухта)

Самое интересное то, что телевидение ограничивают, киноиндустрию тоже, а вот литературу, наоборот. Смешно и плакать хочется.
Полина (19, студент, Владивосток)

Среди комментов видно, что несколько человек высказались за то, чтобы «старики уступили дорогу молодым»… Я закончил школу в 1986 году, во временя СССР, но до сих пор благодарен своей учительнице литературы за то, что она научила меня писать связные и продуманные сочинения, а также искать в любом произведении — будь то книга или фильм — главную мысль. А двое моих детей уже жертвы современной российской школы, где «старики» в основном и уступили дорогу безответственным и поверхностным «молодым».
Дети должны читать классику, она развивает ум и формирует личность, а Пелевина и Сорокина пусть читают наркоманы в перерыве между дозами!
Олег (44, госслужащий, Рязань)

Всё становится хуже
Артем (28, Юрист, Иваново)

Как филолог — возмущен, мягко говоря. Но, дорогие мои соотечественники, нет смысла сейчас обсуждать эту проблему. Извините, все это пустая трата нервов, душевных сил. Назовите хоть одну реформу последних лет, которая была бы проведена на благо России. Хоть одну!
Евгений Романович ( 64, теперь пенсионер, Ростов-на-Дону)

Пустой трёп. Минобрнауки уже сказал, что, естетсвенно, такой программы не будет. Требую, чтобы следующая новость была опровержением этой новости!
Иван (19, студент, Москва)

Катастрофа! МЧС не поможет. Уже поздно. Необратимость. Менять систему ОБРАЗОВАНИЯ, а не систему поступления в так называемые «ВУЗ» ы
мое (мой, есть, Какая разница)

я считаю, что это очень тонкий ход от министерства образования. Теперь школьники и не приблизятся к Пелевину, считая его «Скукотищей, которую заставляют проходить в школе».
Максим Глерцын (21, студент, Алма-Ата)

Очень грустно и больно! Где Пушкин,Лермонтов,Толстой? Как же без них? Работала в школе в 90-е в старших классах,радовалась,что изучали Ахматову,Булгакова,Пастернака. Откуда же браться «духовным скрепам» и патриотизму? О какой нравственности и духовности может идти речь,если не страдать вместе с лучшими героями Толстого,если не учить наизусть стихи поэтов «серебряного века»?
лилия (47, управление, Соль-Илецк)

РГ! хорошо бы указать ссылку на полный список программы — это было бы профессионально — а так — некорректно
анастасия (35, филология, москва)

Прислуге образованность вредна. В школе готовят не ГРАЖДАН России, а прислугу для «избранных». Независимыми могут являться ТОЛЬКО образованные и(или) богатые…
rm (58, пенсионер, Туймазы, РБ)

геноцид ,литературы
маша (56, педепгог русский литература, кораснодар)

это политика обыдления масс
Юлия (40, преподавание, Волгоград)

Происходит снижение качества преподавания литературы.Надо убрать произведения с матом из программы, этого добра хватает и на улице,Необходимо спасать детей от таких горе-деятелей! Кто назначает в органы власти врагов всего русского, пропагандистов идей Америки? Почему это позволительно в нашем государстве? Почему люди обладая гражданством другого государства могут учить нас как жить? Осуществляется планомерное искоренение всех основ русскости, нашей идентичности, в угоду западникам. Насаждается американский образ жизни, миропонимания и восприятия мира. Мнения этого обсуждения нужно положить на стол нашим руководителям, иначе все это пустые слова и ни к чему не приведут. Долой американизирующих патриотов из министров и руководителей. Только патриотизм настоящий
Сергей (53, пенсионер, москва)

Я в шоке от того, что происходит не только с литературой, но и с системой образования в целом, я категорически против нововведений, которые описаны в вашей статье. Я не знаю авторов, которых предлагают читать детям вместо русских классиков. Я думаю, что последствия будут ужасны.
Татьяна (28, сми, Екатеринбург)

Статья произвела очень сильное впечатление! Нахожусь в культурном шоке! Полностью согласна с автором.
Наталья

Как такое возможно, люди ненавидящие Отечество попадают во власть, начинают «гадить», разваливать все, что было хорошее, при этом приезжая в Америку начинают ругать все отечественное? Они что мазохисты, что живут в России или выполняют чей то заказ? Уезжали бы за рубеж и жили бы там.
(51)

литературу начинают изымать с первого класса. Уроки сокращены за счет физкультуры. Видно тенденция такова — дети не способны говорить и писать сочинения — не будем их мучать. Главное, чтобы буквы знали и куда галочку поставить в бюллетене.
Наталья (43, юрист, Москва)

Я была в шоке от реформ, проводимых Фурсенко, а сейчас у меня волосы дыбом встают, когда читаю рекомендованную к изучению в школе литературу!такое ощущение, что хотят моральной и ментальной деградации детей!
Евгения (24, менеджер, Волгоград)

Целенаправленное СТИРАНИЕ, Русской КУЛЬТУРЫ, Традиций. наследия в умах юных поколений. Насаждения невежества и т.п.
Василий (64 года, Пенсионер, Братск, Иркутская обл.)

Надо срочно создать движение по спасению наших детей от растлевающего влияния российской академии образования и всех подобных деятелей. Иначе «классикой! станет только похабщина, А классоков будем читать на заборах, как нечто из ряда вон выходящее. Такого пренебрежения к своей культуре нам ни кто не простит…
Только всем миром можно решить проблему сохранения истинных ценностей в русской литературе и русском языке, да и во всем образовании подрастающего поколения. Надо спасать детей от таких горе-деятелей!
Екатерина (51, индувидуальный предприниматель, пос. Таманский, Краснодарский край, Темрюкский район)

Происходит снижение качества преподавания литературы. Из программы исключаются произведения литературы, которые читателей побуждают думать самостоятельно, задаваться фундаментальными вопросами человеческого бытия. Это опошление школьного курса литературы, недопустимое и непростительное.
Анна (28, менеджер (розничная торговля), Санкт-Петербург)

Происходит что-то неправильное, с новой программой нельзя согласиться, ни к чему хорошему она не приведет. У меня остались самые приятные воспоминания об уроках литературы моего времени. Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М. и другие наши классики это наше всё, в их произведениях наша жизнь, различные её стороны. На основе же нашей современной литературы вряд ли чему хорошему можно научить наших детей. Я не могу принять, что некоторые современные авторы используют мат в своих произведениях.
Александр (29, юрист, Коломна)

Создается полное впечатление, что люди, призванные отвечать за привитие у детей любви и патриотизма к нашему Отечеству, остро ненавидят это самое Отечество, которое, кстати, дало им неплохое образование (раз уж они занимают ответственные посты — ну не глупы же!). Больно ЦИНИЧНО проходят абсолютно ВСЕ реформы, призванные «усовершенствовать» образ жизни, ведущий в никуда
Алла (47, образование, Москва)

О заинтерисованности идеологически чуждых западных стран и организаций в снижении уровня образования и воспитания в РФ и за счет этого снижения безопасности РФ, не знает только безнадежно ленивый и безразличный к своей стране. К сожалению, пока в Уголовном кодексе нет прямой статьи :»Действия государственного служащего по моральному и нравственному разложению, дебилизации детей». Но именно этим занимается министр образования Ливанов со своими единомышленниками в Минобразовании в отношении многих миллионов школьников всей страны. Если он этого не понимает, то как же он дорос до уровня министра образования? А если понимает и делает ( равно как попустительствует подчиненным в этом), то тут дело примыкает к ст. 275 Уголовного кодекса РФ : «Государственная измена, … либо оказание финансовой, материально-технической, консультатционной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».
Владимир (57 лет, юрист, Москва)

Осуществляется планомерное искоренение всех основ русскости, нашей идентичности, в угоду западникам. Насаждается американский образ жизни, миропонимания и восприятия мира. Человек должен быть просто винтиком в государственной машине. Не должен много думать и размышлять. Одно горе государству от умных людей.
Михаил (62, пенсионер, Нижнекамск)

Абсолютно однобокий взгляд, с цитатами, выдранными из контекста. И такие же убогие комментаторы. Все умные, интеллектуальные, ратующие за Родину. Читать противно. Где ваша воспитанная «правильными уроками литературы» широта взглядов и критический взор даже на эту статью? Не хочу защищать закон, но и уныло его поносить тоже не буду.
Алексей (26, врач, Новгород)

Я думаю, что пока в школе остаются преподаватели «старой» закалки не изменится ничего — будут изучать и разбирать все то же самое — русскую классику. А все остальное, включая зарубежные произведения и книги современных авторов будут проходить «обзорно», или попросту говоря, мимо. Кое-чего из исключенных произведений я тоже не проходила в школе. А курс «современной литературы» у нас был уложен в одну последнюю четверть 11 класса — это вместе с Окуджавой, Высоцким и Пелевиным. Пелевина я к тому времени прочла всего по своему почину, но кроме меня, никто в классе его не читал, хоть он и был в программе. Еще один момент: классика это нужно, это важно, тут невозможно спорить. Но на середине 20 века литература не заканчивается и то, что написано после, тоже нужно изучать (конечно, самое лучшее, а не все подряд). А для этого приходится чем-то жертвовать, потому что произведений много, а часов литературы мало. И даже имеющиеся часы часто негласно отдаются под русский язык — ради подготовки к экзаменам. Поэтому я скорее за изменения в школьном списке литературы. Просто потому что невозможно объять необъятное. Хотя те изменения, которые описаны в статье выше, мне не нравятся, я ничего не могу сказать, пока своими глазами не видела этот список и не ознакомилась с указанными в нем новыми произведениями.
Лариса (26, IT, Новороссийск)

Россиянин будущего по версии Минобрнауки глуп, недалёк, но физически силен. Надо откладывать деньги на школу для ребёнка, на государства надежды нет никакой. Очень жаль((
Никита (29, Челябинск)

То же, что и со всей СТРАНОЙ!
Есть очевидные вещи, которые правительство не воспринимает. Видимо это кому-то очень нравится, когда происходит деградация народа.
Валентина (57, экономист, Москва)

Прочитав это статья, я ужаснулась тому, ЧТО будут представлять из себя наши дети через 15-20 лет. Да, это не опечатка. Кажется, «благодаря» таким реформам, наших детей, скорее всего, придется сравнить с домашним скотом. Какие знания, какие чувства могут восписать книги, наполненные нецензурной бранью, даже замененной троеточием, но легко восстанавливаемой из контекста? Правильно, ничему хорошему. Поведение будет уподоблено поведению героев книг (простите, большинство из них мелочные, циничные личности), а речь изобиловать отборной бранью. Разве мы таким представляем будущее российское общество? Разве так должна выглядеть великий народ, пусть и утративший свою пассионарность?
Особенно удручает то, что глас народа не услышат и примут-таки этот проект образовательных стандартов. Ну Бог с ними, только «за державу обидно».
Катерина (22, Преподаватель английского языка, Ульяновск )

жуть
Игорь (48, .юрид, Иркутск)

Родителям надо учить детей дома,без этого идиотизма.А в школах пусть учатся «Ливановы»
Наталья (42, Ростов-на-Дону)

То что творится вообще в сфере образования, не поддается никакому логическому объяснению. Что изучают в школе? У меня дочь закончила в 2012году 11 класс, так вот они ни одно произведение не читали полностью, какие- то отдельные главы, выдержки.Читать произведения школьной программы в старших классах да и в начальной школе детей не заставишь, повертьте, это не оттого что родители не прививают интерес к чтению. Нынешнему поколению неинтересно похоже классика. ( это мое субъективное мнение0. А по поводу нового министра образования вообще слов нет, такое впечатление чтоэтот чиновник не понимает всей сути происходящего и его это не касается.
Наталия (47, транспортная система, москва)

Происходит тоже что и со страной. Гниёт сама по себе.
Максим (29)

Полнейшая деградация
Сергей (52, Наука, Москва)

Прежде что-то менять необходимо обдумать, И как говорят: голова — хорошо, а две лучше… Создайте совет мудрых людей (общественный совет), предложте тему для обсуждения всем школам и родителям, а вот потом сделайте выводы… А наши чиновники проводят эксперементы методом тыка. Не хорошо деградировать страну!
Галина (60, административно-кадровая работа, Великий Устюг)

То же, что и во всех остальных сферах деятельности — тотальная некомпетентность чиновников. Сегодня его посадили управлять образованием, завтра — энергетикой, а послезавтра — здравоохранением.
Ольга (54, наука, Рязань)

У меня вопрос, как такие люди (разрабатывающие подобные программы по обучению), прорываются во власть.А ведь у них у каждого высшее образование. До какой же степени деградации надо дойти, чтобы двигать в жизнь программы не по обучению и поднятию культурного уровня нынешней молодежи и без того «отупляемой» окружающей средой, а по еще более интеллектуальному падению подрастающего поколения. Больно и обидно наблюдать за подобными экспериментами над нашими детьми.
Вячеслав (40, служащий, Воркута)

Литература умирает. Ее больше нет как предмета. Нужно срочно вернуть советскую систему преподавания, иначе дети окончательно разучатся говорить и мыслить.
Яков (43, юриспруденция, Псков)

Деградация, иначе никак не назовешь.
Не место таким чиновникам занимать руководящие посты, а в тем более реорганизовывать программу обучения. Я возмущен, что мой сын, внуки это будут читать и обсуждать на уроке литературы, вместо Пушкина Лермонтова, Симонова, Бондарева,
Лагутин Владимир (52года, инженер охраны труда, Электросталь)

Пытаются полностью уничтожить нацию! Вот теперь и до культурного уровня дошли!
Дарья (22)

Полный развал. Деградация. Еще одно потерянное поколение.
Александр (50, строительство, Воронеж)

Это самый настоящий образовательный геноцид. И мы уже близки к идеалу господина Ланина: умеренная образованность привела к абсолютной свободе употребления матерщины, начиная с малышей детсадовского возраста.
Елена (45 лет, СМИ, Туймазы, Республика Башкортостан)

Все школьное образование и особенно методика преподавания знаний сильно деградировала.Вся ответственность свалена на плечи родителей. Без репетиторов учиться на положительные оценки сложно. Тройки — стали нормой в школах. Учителям все равно, что дети не понимают предметы, которые и формируют мышление и кругозор, у них нет заинтересованности. ответственность полностью перекладывается на родителей.
Елена (41, госслужба, Омск)

Произведения классиков прошлого тысячелетия больше не интересны молодёжи в большинстве своём, и чтоб хоть немного подтолкнуть людей к чтению министр вынужден идти на такие крайние меры. Нынче люди читают то, сто интересно и современно, например многие молодые люди читают Чака Паланика. Но ведь по сравнению с ним, то, что привёл автор статьи выше — детский лепет. Поэтому я считаю что всё логично, время не стоит на месте. А старикам совет — уступите дорогу молодым, подобру-поздорову.
Сергей (27, Коммерсант, Красноярск)

Пелевин — в школе? Это даже литературой назвать сложно, просто поток малоинтеллектуального сознания. А что касается реформы, цель одна: сделать из народа, людей, населяющих нашу страну, овец, рабов для зарабатывания благосостояния узким кругам элиты, вот и все. Если проанализировать принимаемые правовые акты, становится очевидным указанная тенденция: зачем рабам знать литературу?!
Милина (30)

Это целенаправленная деятельность, учебники пишутся на западные гранты, проблема не только литература и русский, но и история. Никому не нужны умные люди, нужны только мешки для бесконечного потребления и дешевая рабочая сила.
Князев А. (28, Юрист, Екатеринбург)

Просто ужас какой-то, что делают с образованием? Это огромнейшая диверсия на правительственном уровне.или в стране уже никому нет дела до воспитания подрастающего поколения?
Анатолий (42, муниципальный служащий, Покачи)

А я за практичность. Литература в школе меня раздражала. Были совершенно другие интересы. Книги стали актуальны для меня в возрасте 20-22 лет. Учился на твердую 3. Сейчас общаюсь с отличниками и разницы в интеллекте и мировоззрении, ни какой не ощущаю. Я думаю, что внимание следует уделять действительно важным для человека вопросам, деньги, отношения с людьми, здоровый образ жизни. Подняли проблему! Дети не будут читать «Даму с собачкой».
Могучий русский язык! Тоже отдельный вопрос. Для меня так и останется загадкой, зачем он перегружен таким количеством правил и.т.д.
Мировоззрение с одной «з» или с двумя «зз», что это меняет.
Артем (26, юрист, пермь)

С преподаванием русской литературы в школе происходит то же самое что и со всей системой образования — упрощение, включение доктринальных положений, пролоббированных отдельными, известными лишь в узких кругах, да и в них, как правило, вызывающих лишь тихий смешок, авторов с их примитивными теориями и взглядами на жизнь.
Моё личное мнение, которое я, к счастью, не желаю кому-либо навязывать, что подобная спекуляция сознанием детей (да, именно сознанием, поскольку школа вносит едва ли не большую лепту в формирование личности ребёнка, его мировоззрения, и, как следствие, сознания) является преступной. Кроме того, реформа образования и тенденции, которые в ней прослеживаются, идут в разрез с проводимой в настоящее время социальной политикой, направленной на улучшение демографической ситуации. Целью демографической политики является в первую очередь повышение рождаемости на территории Российской Федерации. Но задайте себе вопрос: какой здравомыслящий человек согласится рожать и растить ребёнка в таких условиях? Ведь его рано или поздно придётся отдать в эту самую школу, в которой все усилия оградить это беззащитное существо от грязи этого мира, хотя бы до достижения им сознательного возраста, сойдут на нет.
Школа, во всяком случае до недавнего времени, являлась оплотом знаний и воспитания. Именно в ней, попадая в группу равных им, дети получали свой неоценимый опыт поведения в социальной группе. В них воспитывались и укоренялись те нормы поведения, о которых им говорили родители и воспитатели в детском саду. Ценой за это, по сути являлась трата времени этими детьми. За это время они получали знания и опыт в поведении.
Что же получают школьники взамен сейчас и будут получать в будущем?
Урезанные образовательные программы, которые единственной целью преследуют научить ребёнка ставить галочку в нужный квадратик и неспособные ответить на самый простой детский вопрос «почему?»? Усиленные курсы преподавания русского мата и способов совокупления человека? Школа по названным выше причинам и раньше вызывала отторжение у учеников, хотя это отторжение и проявлялось по разному. Теперь же это отторжение грозит перерасти в ненависть, причём и со стороны родителей.
Столетия назад нашими предками были введены табу на обсуждение ряда вопросов, касающихся в частности вопросов полового созревания и размножения человека. Безусловно, общество развивается и придерживаться заповедей предков не обязано. Но разве не стоит задуматься о том, настолько ли необходимо ломать устоявшийся порядок в погоне за «новизной» во всём её неприглядном виде?
Сергей (23, юрист, Курган)

Правильно…»Нужно, чтобы дети были умеренно образованы. Самое главное, чтобы они были ничтожно патриотически воспитаны». Зачем детям политиканов конкуренты. Страна дебилов — вот будущее которое готовит нам наше Министерство образования.
Виктор (25, юрист, Воронеж)

Это преступление против страны и будущего поколения, последствия которого мы будем ощущать еще очень долго даже если остановим его сейчас. Но вопрос как прекратить это безобразие?
Анна (31 год, Преподаватель ВУЗа, Таганрог)

Целенаправленная программа по деградации и дегенерации общества с самого детства.
Елена (35, производство, Магнитогорск)

Детей хотят превратить в бездумных,чисто технически и практически мыслящих машин,без нравственных и духовных ценностей,не знающих своей культуры,устремленныхна запад.Другого объяснения действий нынешнего министерства я не нахожу!!
Александр (23, Юрист, Челябинск)

Кто-то ещё сомневается, что происходит целенаправленная информационная война против населения России? Америке не нужны мыслящие рабы.
Евгений (42, здравоохранение, Омск)

Бардак
Руслан (52, строительство, Ухта)

Бардак
Вячеслав (56, Госслужба, Южно-Сахалинск)

Катастрофа! Прошу уважаемую газету не оставлять этот вопрос без внимания!
мама школьницы (40, госслужба, барнаул)

бОльно смотреть, как целеноправлено уничтожается нравственность в стране и еще больнее от того, что приходится в этом участвовать… противно.
Ирина (29, учитель русского языка и литературы, Калининградская область)

Учителя которые преподают литературу — просто никакие!!! Особенно это ощущается если ребенку необходимо сдавать егэ по литературе. Считаю, что русский и литературу должны преподавать разные учителя! Учитель по литературе должен много читать. А они, когда ребенок спросил, читала ли учительница «остров сахалин» Чехова. Оказалось — нет. И мнения по литературе надо уважать у детей. А то преподаватель сам дает мнение по произведению. Вот теперь будем нанимать репетитора по егэ из за плохеньких учителей в школе. Вообще егэ мне нравится, НО должны быть и учителя хорошие. А так придется нанимать по математике (так как обязательный предмет) и литературе. Вообще считаю что обязательный должен быть один предмет: русский язык (живем в России!!!), а все остальные предметы по выбору учащегося. А выбор будет осуществляться — какие предметы нужны для поступления. Так хоть деньги родителей немного сьэкономим.
Елена (Новосибирск)

Из программы школы изъяты многие произведения классиков. Количество уроков литературы критически снизилось, что повлекло за собой снижение интеллекта у детей.
Наталья (48, госслужба, находка)

на момент начала обучения — 73й год — мне было 7,5 лет, я не умел ни читать ни писать. всему меня научили в школе, в том числе и любви к чтению. школу, кстати, окончил с отличием. а что происходит сейчас? ребёнка — маленького ! — с пяти лет начинают готовить к школе, так как в первый класс не берут не умеющих читать и считать. тем самым навсегда отбивая у него желание учиться, так как учёба воспринимается как досадная помеха, отрывающая от любимых занятий. а новомодное течение обучать играя вообще вносит путаницу в неокрепший мозг, стирая грань между реальной жизнью и выдуманной. не в этом ли причина сегодняшней подростковой жестокости?
Вячеслав (47, инженер, Ангарск)

Это что заказ на отупение новых поколений? Целенаправленная подрывная деятельность? Мол пошлым стадом с премитивными потребностями проще управлять? Конец света если и будет, то случится он в головах, с таким образованием
Денис (30)

Что происходит? Сравните высказанное и возраст комментаторов. Особо «умилила» восемнадцатилетняя Ольга. Вот Вам и ответ…
Евгений (54, Электронные СМИ, П-Камчатский)

Происходит умышленное уничтожение и каверкание системы образования. И останется «золотой миллиард». А остальные… Управлять массами куда проще, когда массы эти необразованы.
Сергей (28, Хабаровск)

Соотечественники,нам необходимо учить детей мыслить, а это сейчас могут сделать родители своим положительным примером и некоторые педагоги. Система общего образования устроена так, что бы «создавать» нужного исполнителя для т.н. элит. Только мы сами можем взять ответственность за детей и будущее. Положительный пример, постоянно общение с детьми и обсуждение с ними разных вопросов вместо просмотра телевизора, окупятся нам в будущем. Успеха в делах!
Андрей

Страшно представить, но, судя по всему, обычные люди на западе скоро будут знать больше о произведениях наших великих классиков, чем наше подрастающее поколение. А самое негативное, что вытекает из этих»реформ» — медленное заболевание русской души.
Александр (28, Предприниматель, Ейск)

К согжалению в современной России подзабыли,что любой человек несёт вопитание каждым своим поступком!
Лев Иванович (58 лет, педвагог с тридцатилетним стажем, Москва)

В решение вопросов реформы образования допущены люди не обладающие небходимым уровнем интеллекта и культуры. Но более опасны люди сознательно причиняющие вред России, и отсутствие надлежащей реакции со стороны руководства страны тревожит. Литература и язык всегда первыми подвергались нападению врагов, но история сохраняет имена защитников и забывает предателей.
Николай (65 лет, пенсионер, Тамбов)

This is a real good Q.:what’s it?»It is a very(!) complex issue.Bringing it up(«bring up kids»- English) the issue by Mr.Trechizkii’s article RG.ru uses our comments,the way we fill.So why to blame the Gover-MENT if the issue…got complicated…?
M.Yu. or Yu.M. (50…%, looking for better income, one in So. California)

Все это — следствие перехода на «рельсы ЕГЭ». Бывали в образовании в Союзе дурные времена, но за последние лет сто такой маразм в эту сферу еще не проникал. Далее будет еще хуже: в России у власти — временщики…
Александр (юрисконсульт, Пенза)

Министерство образования РФ во главе с Ливановым — это враги народа и кому-то служат!
Александр (64, Высшая школа, Череповец)

происходит очередной этап развала нашего образования, медленное уничтожение и «обыдление» (простите) народа, все правильно, надо начинать с детей, остальные и так передохнут
Нина (22, юриспруденция, Москва)

Реформа образования,как и реформа армии,МВД и других сферах,мне кажется отдана в руки непрофессионалов. Людям,не любящим свое дело,нашу страну,комополитам. Истинные специалисты,люди, болеющие за развитие нашей страны,отодвинуты разными политиканами,наглыми, циничными людьми. Все «теплые» места,синекура заняты родственниками, друзьями,сватами, кумовьями и проч., которые заняты лишь тем,чтобы успеть нагребести себе. Где уж тут до каких-то реформ,работы и развития…
gakil (61, проектирование строительства, Ульяновская область)

Когда кухарка начинает управлять страной, она это поступает также как со своими кастрюлями. Где же наше развивающееся гражданское общество? Где мнение профессионалов?
И где бы найти хорошего министра образования, а не хорошего менеджера! Один хороший уже был….
Олег (49, Высшая школа, преподаватель, Москва)

Читая о таких реформах страшно себе представить, как мой ребенок будет учится.
Продвинутые школы, где детей в 1 классе учат по планшетам читать и писать…
А литература…Спасибо моей школьной учительнице! Мы были обязаны читать ВСЕ произведения в полном объеме и все выводы делать сами (она знала, наверно, всю критику, т.к. сразу видела, где мысли ученика, а где критика). И потом…однажды в поезде изучали учебник по литературе 2 или 3 класса: в одном рассказе мужики «пиво бухали бочками», в другом — брат топил братьев и матерился…чему учат?!Как потом говорить о высоком уровне образования и нравственности?!
Алена (23, юрист, Тобольск)

Этот, так называемый, закон об образовании принимать никак нельзя. Он погубит и литературу, и русский язык, и наших детей. Просто диву даешься. И как вообще депутаты могут его обсуждать, тратить время. Профильный комитет ГД должен был его сразу отклонить с позором, а депутата, составившего проект закона, отправить к его избирателям, чтобы он посмотрел им в глаза. Я думаю, что ему мало бы не показалось.
Ерохин Сергей (54, военный пенсионер, Саратов)

У нас в школе всё хорошо с литературой. Спасибо учителям. Сильно не грузят, но и читать заставляют, увлекают, учат читать и понимать.
Вера (Подольск)

Происходит то же, что со всей ситемой образования, и высшего и среднего, — полный отказ от традиции, «большевизм» и нетерпимость к мнению «спеца».
Все это уже было в эпоху становления советской власти, делалсь по её заказу.
Попробуем ответить а вопрос «кому это выгодно» теперь? А отвественна за происходящее современная интеллигенция, конечьно.
Евгений (59 лет, научный работник, Екатеринбург)

Есть установка — уничтожить русскую культуру низведя её до подзаборной брани. Мне, выросшему в Самарканде, обидно, в отличии от русских в России, как легко и просто уничтожается ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ. Я запрещал своим детям выражаться матом. Русский язык достоин Уважения! Владимир Владимирович, а Вы русский?
Энвер (66 лет, пенсионер, г.Иркутск)

полное безобразие
АНтон (54, не работающий, Красноярск)

Конечно, всё это очень сильно зависит от преподавателя. Но происходящее в образовании в целом нервирует.
Наталия (17, Студент, Москва)

самое страшное, что происходит в школе — это то, что школьники практически перестали читать. Однако начало этому положено еще в семьях, до школы — родители не прививают любовь к чтению. Компьютеры заменили все…А если тебя до школы не научили любить литературу (или хотя бы просто читать!), то сделать это в школе потом очень сложно
Евгения (32, Вологда)

Полная деградация. Кого мы воспитаем на подобных примерах?
Марина (47, высшая школа, Муром)

Мне лично повезло с преподавателем по литературе в школе: учитель порой даже отклонялась от заданной программы, чтобы мы просчитали действительно важные произведения. А другому классу повезло меньше: их литератор почти не обращал внимания читают ли ученики произведения, понимают ли они его.
В старших классах начинается изучение литературы 20 века, многие считают, что она гораздо сложнее, чем 19. И здесь наоборот нужно увеличивать количество часов литературы, а не обрезать их. Разве можно вникнуть в творчество Маяковского за 2 урока? Или разобраться в «На дне» за 3?
Про ЕГЭ по литературе, я вообще молчу: что-то более извращенное нельзя и придумать
Наталья (17, Студентка, Москва)

Порнография
Юрий (50, Образование, Кемерово)

деградация

Прочитав статью, с удивлением обнаружила — произведения классиков, «попавшие под сокращение» я в школе не изучала. Хотя слово «изучать» в данном контексте вообще врядли стоит использовать. Моя школьная «Литература» — внимание к объему прочитанного и проверка на стереотипность мышления: не нравится героиня — значит ты глуповат, до произведения не дорос. Ура, этой траты времени в моей жизни больше нет! А главное, что любовь к чтению у меня до сих пор сохранилась.
Ольга (18)

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.