На основе первых разведок “рудознатцев” в 30-х годах XVIII века на Урале стали создаваться первые металлургические предприятия. Управление горнозаводской промышленностью сосредотачивалось в специальных учреждениях, созданных Петром I, – в Рудном приказе, позднее – в Берг-коллегии. Указом этой государственной организации от 6 мая 1771 года симбирским купцам коллежским асессорам Ивану Семёновичу Мясникову и Ивану Борисовичу Твердышеву была разрешена постройка пильной мельницы при впадении реки Миньяр в реку Сим. В течение 40 лет купцы вели общее дело, к 1780 году владели 11 заводами и десятками тысяч крепостных крестьян. Иван Твердышев умер бездетным в 1773 г., после чего бразды правления предприятиями взял в свои руки его брат Яков. Мясников умер в 1780 г., оставив наследницами четырёх замужних дочерей. При разделе наследства отца в 1783 году Ирине Ивановне, по мужу Бекетовой, достался Симский завод с Миньярской пристанью (на ней кроме мельницы находились амбары для хранения железа и прочие строения).
И.И. Бекетова, вступив во владение заводами, содействовала увеличению производственных мощностей предприятий: на Симском заводе в 1787 г. была введена вторая доменная печь, на Миньярской пристани появились передельные фабрики. Кроме того, имя помещицы широко известно благодаря её милосердию, меценатству и благотворительности.
Долгое время в Нижне-Симском (именно так первоначально назывался Миньярский завод) не было своего храма, а ближайший, на Симском заводе, находился почти в 20-ти километрах, что явно не устраивало миньярцев. Заводовладелица обратилась к епископу Оренбургскому и Уфимскому с прошением о разрешении постройки в Миньярском заводе каменной церкви. Проект церкви был заказан М.Ф. Казакову, который в конце XVIII – начале XIX вв. проектировал в Москве общественные и культовые сооружения (всего построено около 50 зданий, среди них здание Сената в Кремле, университета на Моховой улице и т.д.). Заниматься Миньярской церковью Казакову было некогда, заказ он передал своему ученику Е.Г. Малютину, но держал работу над ней под постоянным контролем.
Малютин Ефим Герасимович (1759 — ?) – русский архитектор, ученик школы известного русского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), излюбленной темой которого в церковном зодчестве была ротонда. Малютин имел чин архитектурного помощника, с 1782 г. состоял в штате архитекторов Отдельной комиссии построений в Москве и Петербурге. Представлял свой проект на конкурс проектов храма Христа Спасителя в Москве (1829 г.). Кроме церкви в Миньяре по его проектам на территории Ашинского района Челябинской области построена Сретенская церковь в Илеке и реконструирована церковь во имя Димитрия Солунского в Симу.
Указ российского императора от 13 декабря 1817 года предписывал, что “церкви должны строиться посреди селений, в местах, со всех сторон открытых”. С давних времён на Руси церкви ставились на возвышенных местах, но Миньярский завод изначально располагался в котловине между гор, а построить церковь на одной из них означало бы отдалить храм от жилых домов, затруднить его посещение верующими. Поэтому автор проекта избрал наилучший в данном случае вариант: храм возвести на возвышенном месте, на стрелке: месте слияния рек Сим и Миньяр, в центре заводского селения. Строительство храмовой части с ротондой началось в 1797-м, затем в 1818 году стали возводить трапезную и колокольню.
Церковь прекрасно вписалась в ландшафт: с востока – на расстоянии около 20-ти метров от храма начинается крутой берег пруда, с запада – небольшой подъём, позволяющий постепенно оценить её красоту, с юга – ровная площадка, чуть приподымающаяся к северу. Благодаря своим богатырским размерам (в длину – 44 м, в ширину – 21,5 м и высотой – в современный девятиэтажный дом), монументальностью формы церковь стала доминантой Миньярского завода.
Церковь строили не только каменщики, плотники, но и все жители рабочего посёлка Миньяр, которые выполняли безвозмездно вспомогательные работы. Работа шла «всем миром». Поработать на строительстве церкви считалось делом богоугодным. Церковь строилась для прихожан, и они заботились о ней: заготовляли дрова, выполняли и другие работы по её благоустройству.
В 1819 году она была освящена в честь христианского праздника как церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы епископом Уфимским и Мензелинским Дионисием, в 1822-1837 годах установлен иконостас. Окончательно храм построили и отделали в 1837 году.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенская) выдержана в духе русского классицизма – простые лаконичные и строгие формы, состоит из 3-х престолов: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (главный); святителя и чудотворца Николая (южный); святых апостолов Архипа и Филимона (северный). Это один из немногих сохранившихся не только на Урале, но и в России ротондальный храм. Композиционно здание включает храмовую часть, прямоугольную часть (трапезную и приделы) и колокольню (состоит из 3 ярусов). На колокольне храма Пресвятой Богородицы находилось 5 колоколов различных размеров (4 маленьких и 1 большой — Благовест). Церковь построена из красного кирпича местного отжига на известковом растворе. Из предания, передающегося от одного поколения миньярцев следующему, следует, что строители храма в известковый раствор добавляли кислое молоко и сырые яйца. Здание было оштукатурено и декорировано рустованным камнем.
Внутри церковь была расписана фресками, а пол украшали чугунные плиты с рисунком. И.И. Бекетова подарила храму богатые украшения и утварь, икона в позолоченных, посеребренных окладах.
Храм был покрыт листовым железом местного производства. Церковь по всему периметру имела кирпичную ограду с декоративной металлической решёткой, утраченной в 1960-ые годы во время проведения строительных работ по устройству нового водоспуска из пруда.
К церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы принадлежали 2 часовни (обе не сохранились).
Каменная часовня находилась на кладбище (ныне там посёлок Горняк каменного карьера) – к ней в Духов день совершался крестный ход для поминовения усопших. Впервые мы увидели её почти через 100 лет на фотографии С.М. Прокудина-Горского, снятой на общей фотографии с Рудничной горы.
Деревянная часовня во имя святителя и чудотворца Николая была построена у Никольского родника в 5 верстах от церкви, куда 9 мая (ст. ст.), в большой христианский праздник Николы Вешнего, проводился крестный ход при большом стечении верующих. В часовне стояли иконы, горели свечи, читали молитвы. А в зимнюю полночь на Крещение вода в роднике освящалась и могла храниться очень долго.
Никольский родник издавна славился своей чистейшей водой, обладающей бактерицидными свойствами. В старину воду из него почитали святой. Сюда съезжались и сходились верующие люди из разных мест, молились, совершался обряд “святения воды”. И по сей день в праздник Крещения к Никольскому роднику приходят люди за святой водой.
Владелица завода содержала церковь и платила её служителям жалованье. Причт церкви занимал дома: священник – каменный с деревянным пристроем, псаломщик – каменный. И.И. Бекетова после получения разрешения от Правительственного Синода предписала Оренбургскому губернскому правлению из принадлежащей ей дачи Миньярского завода нарезать пахотной и сенокосной удобной земли в 33 десятины священнослужителям Введенской церкви и представить в Оренбургскую духовную консисторию на землю план и межевую книгу.
Церковь была культурным и нравственным центром заводского посёлка. В ней венчали новобрачных, крестили детей, совершали панихиды по умершим. Престольные праздники были яркими событиями в жизни заводчан. На Пасху храм украшали горящими плошками, а на Троицу – ветками берёзы и цветами. В лучшей одежде люди шли в церковь, с благоговением слушали певчих, чтение молитв. Она давала верующим надежду и утешение в тяжёлые дни.
В 1920-е годы в Советской России была объявлена война религии: закрывались, уничтожались церкви, монастыри. Миньярская церковь благополучно действовала до ~1927 года. С мая 1929 года (по другим данным уже в 1927 году) богослужение в церкви было прекращено, из неё вывезли весь инвентарь, сбросили колокола. Всё это свалили в сыром подвале дома бывшего купца Бармасова, а потом многие предметы церковной утвари просто растащили и выбросили.
Часть вещей пролежала в домах миньярцев и сохранилась, в том числе и икона Казанской Божьей Матери, которая в 2001 г. вновь вернулась в храм в день престольного праздника – Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Найденный в строительном мусоре осколок колокола Благовеста сейчас – экспонат краеведческого музея. А один из малых колоколов – Малиновый Звон – с красивым, мелодичным звучанием, полностью уцелел и возвращён церкви. Теперь он звонит среди новых колоколов.
На протяжении 50-ти с лишним лет здание использовалось сначала под фабрично-заводское училище, затем под клуб металлургов. В нём находились различные кружки, спортивные секции и показывали кинофильмы, иногда выступали заезжие артисты. Этот клуб функционировал до середины 1960-х годов, пока не были построены просторный Дворец культуры и широкоэкранный кинотеатр “Юность”. А кинозал в бывшей церкви работал до конца 1970-х годов как кинотеатр повторного фильма; в 1980-х годах здание было заколочено и заброшено. Так и простояла церковь до 1990-х годов «ничейной», без надлежащего надзора и консервации. За это время она была разграблена: исчезла лепнина интерьеров, разобраны полы, вырвана часть рам с ажурными решётками из железа, сдирали даже листы железа с куполов, исчезла ограда. Сквозняки и сырость сделали своё дело – начала осыпаться штукатурка со стен и потолков, исчезли навсегда фрески.
С 1991 года в церкви после ремонта части трапезной в приделе Николая Чудотворца стали проводиться службы, однако храм нуждался в полной реставрации. Миньярцы не оставляли мечту о восстановлении своей церкви, продолжали писать в различные инстанции.
Решением Челябинского облисполкома «Об охране памятников культуры XVIII века в Челябинской области» церковь в Миньяре вошла в перечень объектов старины и была включена в адресную программу реставрации памятников архитектуры федерального значения. В 2001 году начались работы по проекту реставрации с целью воссоздания и сохранения первоначального облика церкви.
Отчёт о проведённых реставрационных работах в Введенской церкви даёт представление о современном её состоянии. «На сегодняшний день большая часть работ выполнена. Приведены в порядок внешняя часть здания, стены, кровля, главки, большой купол ротонды, установлены кресты. Основная часть фасада здания восстановлена: ротонда и трапезная оштукатурены и покрашены, отреставрированы купола. Отреставрирован алтарь в приделе во имя Святителя Чудотворца. Центральный алтарь также предстоит полностью восстанавливать заново. Восстанавливается, реконструируется и покрывается специальной водостойкой краской церковная колокольня. Реставрационные работы ведутся при поддержке областных властей и Министерства культуры России: ведь миньярская церковь включена в федеральный реестр памятников архитектуры. Накануне на храм был установлен уникальный колокол, весом 2 700 кг. Его, по специальному заказу, отливали на знаменитом колокольном заводе Николая Пяткова в Каменске-Уральском. Колокол был привезен в Миньяр специальным рейсом на машине ещё перед Новым годом [2009-м]. Но, чтобы установить его, понадобилось немало времени и затрат. Потребовалось разобрать часть лесов вокруг колокольни, заменить несущую дубовую балку: на старой когда-то висел 900-килограммовый колокол, затем – 8-килограммовый, и трехтонного веса она бы просто не выдержала. Нужно было заменить старые кованые заушины, полы на звоннице, подготовить место для подъезда подъемного крана, установить лебедки. Монтаж колокола произвело предприятие «Уралдомнаремонт». А перед установкой на звонницу Введенского храма трехтонный колокол был освящен. Теперь его могучий голос будет слышен всем жителям Ашинского района». (Екатеринбург, 12 марта 2009 г., «Информационное агентство Екатеринбургской епархии»).
К 2010 году основные реставрационные работы были окончены, и храм передан Челябинской епархии Русской Православной Церкви.
Теперь отреставрированная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Миньяре – настоящее украшение всей горнозаводской округи. Она по праву может считаться одним из самых крупных среди ротондальных храмов не только Урала, но и всей России. О.Б. Терёшина, доцент кафедры архитектуры, доцент кафедры дизайна и изобразительных искусств Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) в своей кандидатской диссертации “Ротондальные храмы Урала” сделала вывод, что церковь в Миньяре «…не повторяет ни одну из известных ротондальных церквей и по художественным достоинствам стоит в ряду с такими прославленными произведениями, как Вознесенская церковь на Гороховом поле, Косьмы и Дамиана на Маросейке, Филиппа Митрополита на 2-й Мещанской в Москве».
После передачи церкви верующим в ней возобновились богослужения. 22 мая 2015 года в престольный праздник, посвященный Святителю Николаю, в Миньяре прошёл крестный ход от Введенской церкви до Никольского родника, где находится новая деревянная часовня, выстроенная в честь этого святого. Там ”ходоки” провели водосвятный молебен. Николая Чудотворца верующие миньярцы считают покровителем города, поэтому, христианские праздники в его честь в Миньяре особенно любимы.
P.S. После реставрации храма две верхние консоли барочного вида, находившиеся на колокольне, были переданы – в Миньярский краеведческий музей и Уфимский Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия.
Владимир Буравцов, Уфа