Родился Николай в 1883 году в мещанской семье в городе Стерлитамак Уфимской губернии. В семье было 2 детей: Николай и Агриппина.
В скорее после его рождения семья перебралась в Уфу, где и проживала.
В церковь Николай попал рано, еще будучи ребенком. Как то раз он с ребятами 7- 8 лет залез в яблоневый сад за яблоками. А сад находился на территории Уфимского архиерейского дома. Залез на дерево и начал трясти явлоки. Тут появился батюшка. Друзьям Николая удалось благополучно убежать. А батюшка присел на лавочку, стоявшую возле яблони, на которой сидел Николай. Николай притих, и начал ждать, когда же батюшка уйдет. А тот все сидит и сидит…
Тут батюшка заговорил, мол «долго еще будешь сидеть на яблоне?». Тут Николаю ничего не оставалось делать, как слезть с яблони. Между ними завязалась беседа. Батюшка, сказал, что взял бы его в церковный хор, если он будет воровать. А тот ему ответил: «Воровать не буду и к вам не приду». После чего батюшка пригласил его в церковный хор. Он обладал очень хорошим голосом. Говорят его сравнивали в Шаляпиным.
Так Николай стал послушником в Крестовой церки Уфимского архиерейского дома города Уфы, и был им в плоть до 28 августа 1903 года.
В связи со смертью псаломщика Иоанна Смельчакова 14 августа 1903 года, с 28 августа 1903 по 1916 гг. Николай был определен и состоял псаломщиком Дюртюлинской церкви Асяновской волости. — в Церковь Святого Василия Великого с. Дюртюллей. (Источник — Уфимские епархиальные ведомости 15 сентября 1903 года № 18-й),
Кирпичный храм в с. Дюрлюллей возводился на средства купца III гильдии Адриана Зотеевича Трапезникова, а также благотворителей и прихожан около 10 лет. Освящён 9 сентября 1894 г. благочинным о. Василием Щитовым при огромном стечении богомольцев окрестных и отдалённых селений Бирского и Уфимского уездов. Название храм получил во имя святителя Василия Великого (~330-379), вселенского учителя, одного из «великих каппадокийцев» – отцов церкви IV в., архиепископа Кесарии Каппадокийской (Василием звали умершего сына купца Трапезникова). Следует отметить, что и временная деревянная Никольская церковь, и причтовые дома, и школа были также большею частью возведены тщанием А.З. Трапезникова. Захоронения самого Адриана Зотеевича (сконч. в 1905 г. 72 лет), его жены Агриппины Матвеевны (сконч. в 1906 г. 69 л.) и иных, имевших отношение к церкви, находились у церковного алтаря.
Стояла церковь на месте нынешнего банка Уралсиб.
С ноября 1916 по 1923 г рукоположен во дьякона ( Уфимские епархиальные ведомости 15 ноября 1916 года № 22-й).
По итогам всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1917 год ему было 32 года. Имел жену, племянника 16 лет, новорожденного сына и 3 дочери 10, 9 и 4 лет. Имел корову. Землю (из текста перепеси).
Также и будучи дьяконом с 1916 по 1923 г. работал счетоводом в Дюртюлинском почтовом отделении.
С марта 1923 года по март 1930 года служил священником. Бывал в приходских деревнях Стар. Болтачево, Бурный поток. (из протоколов допроса).
Вместе с арестом церковных служителей и муллы, церковь и мечеть были закрыты ( из материалов групповых дел). Сельчане обращались с просьбой к власти открыть церковь, но безуспешно.
К началу сороковых годов Свято-Васильевский храм был полностью разрушен до фундамента. Мраморные надгробия основателей города Дюртюли Трапезниковых были заложены под фундамент обкома партии, где и были обнаружены после его сноса. Также в подвале были обнаружены церковные книги с 1904 — 1917 годы, практически все заполненые рукой моего прадеда.
Ныне церковь восстановлена, но не на прежнем месте. Новый адрес: г. Дюртюли, улица Ленина, 9.
Проживала семья в доме Трапезникова. Дом предстставляет из себя кирпичное двухэтажное основательное строение, расположен ныне по адресу Советская улица, 68. После 30х годов в нем находился детский сад, а в настоящее время Межшкольный учебный комбинат.
Будучи приходским священником, он был организатором приходской жизни, был не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости. Так на селе им был организован музыкально-хоровой коллектив, театр. Он был уважаем и любим своими прихожанами. После ареста односельчане отчаянно защищали своего священника.
Аресты
- с. Дюртюли, 17 января 1930 года, ГПУ БАССР по Бирскому кантону, обвинение по п. 58-10 УК по групповому делу. Мера пресечения: заключение под стражу в Бирский Исправтруддом.
- Судим 23 марта 1930 г. По 79 ст. УК, приговорен Нар. Судом сельсовета условно на 2 года. с. Дюртюли, обвинение: зарезал корову/распродажа скота. Освобожден 23 марта 1930 года.
- Групповое дело № 670. Дата ареста 25 марта 1930 года, с. Дюртюли. Обвинение от 30 апреля 1930 года в городе Бирске, изобличается в том что будучи антисоветски настроенным и состоя в кулацкой группировке, за призывы верующих не вступать в колхозы, вел организационную деятельность к срыву коллективизации и других мероприятий , проводимых в деревне Дюртюли (п. 58-11 УК РСФСР) Обвитительное заключение: Обвинялся по ст. 58 п.п. 10 и 11 УК РСФСР. На предъявленное обвинение виновным себя не признал. Мера пресечения: заключение под стражу в Бирский Исправтруддом. По ходотайству односельчан с 12 апреля 1930 года — домашний арест, под подпиской. Кем осужден: 29 апреля 1930 года Тройкой ОГПУ БАССР, приговорен к заключению в канцлагерь сроком на 5 лет. Часть осужденных было сослано. Далее дело Ивлева Н.Н и еще 2х членов группы было рассмотрено следорганами и передано в Башглавсуд, и последним прекращено. В результате Ивлев Н.Н. И двое членов группы были освобождены. По этому делу Ивлев реабилитирован КГБ БАССР 12 июня 1989 года.
- Групповое дело № 1193, Ивлева Н.Н., Гостенова Виталия, и др. всего 13 человек. 14 ноября 1930 года был выдан ордер на обыск квартиры Ивлева Н.Н. В тот же день выдвинуто обвинение по ст. п. 58-11 и 58-10 УК РСФСР. Мера пресечения: заключение под стражу в Бирский Исправтруддом. Обвинялся в том что «был главным идеологическим вдохновителем, наталкивавшим группу молодежи с. Дюртюли (чьи родители были осуждены и сосланы ранее) на путь организации контрреволюционной группировки с целью ограбления, поджога Государственных, кооперативных организаций, террора над коммунистами и совработниками. Вел систематическую агитацию по срыву проводимых на селе мероприятий Советской Власти, то есть преступлений, предусмотренных ст. 58 п. 10 и 59 п. 3 УК РСФСР». 31 мая 1931 года осужден Тройкой ГПУ БАССР, приговорен к заключению в канцлагерь на 10 лет, считая наказание со дня избрания меры пресечения. 1931 — 1938 гг был сослан на Беломор-Канал. Был досрочно освобожден после завершения строительства канала. После освобождения какое-то время он работал сторожем и дворником при Сергиевской церкви. Реабилитирован Прокуратурой Республики Башкортостан 03 июля 2001 года.
После ареста, последнее место службы — священник в Рождественской церкви г. Уфы (из материалов Уфимского городского отдела ЗАГС, запись 525 по 1947 году, 22 февраля).
Умер 21 Февраля 1947 год, в возрасте 64 лет. Хоронили его с церковными почестями. На похоронах было очень много народа. Место захоронения — Сергиевское кладбище города Уфы
Органы КГБ в 80х годах прошлого столетия разыскивали его дочерей, чтобы уведомить о реабилитации их отца, но и их к тому времени уже не было с нами.
В декабре 2017 года в г. Дюртюли вышла серия статей в газете «Юлдаш. Вести», посвященная жизни семьи священника Ивлева Николая Николаевича, и отклики по статье.