Что представляет собой сейчас православное паломничество, и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом? Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим не исчерпывается.
Паломничество – это, прежде всего, особый акт веры, проявление духовности, а не путешествие с просветительскими и благотворительными целями. В то же время, паломничество – это ни в коем случае не поездка в святые места за благодатью. Мы иногда забываем, что благодать исходит от Господа, а не от определенных мест. Приходится констатировать, что мы еще только учимся совершать паломничество. К сожалению, и на Святой Горе Афон и в некоторых русских обителях нас пока еще называют не паломниками, а «православными туристами». А ведь паломничество на Руси имеет богатые традиции. Нам надо лишь вспомнить прошлое, чтобы вновь научиться совершать путешествия по святым местам.
Решаясь на паломничество, вы решаетесь на особое духовное делание. А там, где духовная жизнь, там и искушения. Поэтому, отправляясь на поклонение, будьте готовы к ним. Однако не надо унывать, ведь паломничество происходит по благословению Божию, и всё, что происходит на богомолье, дается нам на духовную пользу и спасение.
Да и не только в паломничестве, но и всегда Господь хочет, чтобы мы спаслись. При этом движение навстречу миру святости и чистоты происходит исключительно в нашем сердце. Об этом свидетельствует, например, жизнь преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. По слову его ученика, Епифания Премудрого, преподобный Сергий «не взыска Царствующего Града, ни Святыя Горы, ни Иерусалима», он во внутреннем искании Бога нашёл святость.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.
Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.
Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.
Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомится с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.
Важной стороной паломнических поездок является их миссионерское действие. В нашей практике случается, что верующие берут с собой в паломничество невоцерковлённых родственников или знакомых. Посещение святых мест, поклонение православным святыням помогают людям, до этого не веровавшим в Бога, находить свою дорогу в храм. Некоторые верующие, особенно те, которые в суете большого города не могут найти себе духовника, обретают духовных наставников в тех монастырях, где они были в паломничестве, где исповедовались и причащались. Многие люди рассказывают нам, что после коллективной паломнической поездки они посещают эти святые места уже самостоятельно.
Еще одной важной составляющей паломничества является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной. Кроме того, часть вырученных от паломничеств средств поступает на восстановление храмов, при которых действуют некоторые паломнические службы.
Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклонится подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и — шире — приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.
Общение с паломниками убеждает в одном: для всех эти паломничества становятся важным благотворным фактором в жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и Российского государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее русского народа. И в этом великое значение паломничества.
Издревле на Руси православные обращались за помощью и заступничеством к угодникам Божиим, нашим ходатаям перед Господом. Любили и паломничества по святым местам. Часто давали обеты в молитвах, говоря: “Если сподобит Господь помощи, то посещу…” И отправлялись пешком в Саров, Киев, во Святую Землю… Теперь ходят редко, больше ездят.
Верующие иногда спрашивают: а зачем ездить? Святые слышат наши молитвы!
Это так, но когда мы молимся в местах подвигов и упокоения угодников Божиих, когда припадаем к раке с их мощами, близость становится реальнее, ощутимее. К тому же часто в этих обителях имеются целебные источники или другие святыни. А чудеса от икон! Ведь их невозможно даже перечислить! Так что средств к исцелению у нас достаточно, но готовы ли мы ими воспользоваться? Таких мест много на Руси, у нас в уфимской епархии это место явления Табынской иконы Божией Матери, мощи преподобного Моисея Уфимского в Сергиевском Кафедральном соборе Уфы, место явления иконы Святителя Николая в селе Николо-Березовка и т. д.
Есть и малоизвестные, заброшенные уголки. К примеру, полностью разрушенные монастыри и храмы. Люди исцеляются на источниках в этих удивительных местах. Кто не помнит удивительных случаев помощи Божией в дивных наших обителях? И Троице-Сергиева Лавра с мощами печальника и молитвенника всея Руси Преподобного Сергия стоит, конечно, на особом месте. Это одно из любимейших мест паломничества нашего народа.
Все мы дети Божии и душа наша — христианка с момента создания, всю жизнь ищет путь к Господу — своему небесному Отцу. Так у нас появляется желание, или даже необходимость, съездить к святым местам. Кто-то из нас желает помолиться у святых мощей или икон, кто-то страдает тяжким недугом, кто-то хочет отмолить грехи свои и своих предков, а иной ищет себе верующих друзей… А ведь верующий человек, ищущий спасения, понимает, что душа человеческая вечная, создана по образу и подобию Божьему, и то, как душа будет жить после смерти, во многом зависит от жизни земной. Зная об этом, он воспринимает окружающий мир как творение Божие, с любовью и прощением относится ко всем окружающим.
Во время паломничества должна царить атмосфера Божией благодати и любви к ближнему, благодаря чему, на время поездки обычный человек и становится паломником. В пути читаться общие молитвы, акафисты, каноны, правила к Причастию, просматриваются православные видеофильмы. Сопровождающий может рассказывать исторические факты о духовной жизни тех мест, куда направляются паломники.
Опубликовано: «Уфимские епархиальные ведомости», №5 (200), апрель 2008. С. 8.