Александр Данилов, прот. О молитве. Проповедь в Неделю 2-ю Великого Поста, свт. Григория Паламы
31.03.13
Александр Данилов, прот. О молитве. Проповедь в Неделю 2-ю Великого Поста, свт. Григория Паламы
31.03.13

В Великий пост мы  с вами входим в святое делание, главная цель которого – проникнуться покаянием, очистить сердце, душу. Как говорит нам Святое Евангелие: «Разве не знаете, что вы храм Божий,  и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16 –17). Поэтому святая Церковь стремится привести нас к  состоянию покаяния. Во вторую Неделю Великого поста она воспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, который жил в 14 веке и был одним из последних богословов Византии, потому что как раз в это время страну захватили турки. Этот человек родился в состоятельной семье, получил блестящее образование, но решил посвятить свою жизнь христианству. Он много лет прожил на Святой горе Афон, где подвизался в безмолвии.

Ему пришлось защищать от западных латинских богословов учение о Божественной Благодати. Католические богословы считали, что Благодать Божия – сотворённая, тварная энергия. А святые старцы, которые из века в век жили и наполнялись Духом Святым, имели опыт умной молитвы, говорили тогда и говорят нам с вами через свои труды, читая которые мы можем прикоснуться к их великой мысли, что Божественная Нетварная Энергия (Благодать) – это Сам Бог (но Бог не есть Энергия). Через эту Благодать мы имеем возможность стать причастными Богу – обожиться.

Главное в жизни верующего человека – стяжание Благодати через молитву, созерцание Бога и Святые Таинства Церкви. Какими-то другими путями исполниться Благодати человек не может. Большей частью мы подходим к молитве «практически»: мы пытаемся молиться — вычитываем молитвенное правило, многие добавляют к нему акафисты… И всё это мы совмещаем со своей мирской, семейной жизнью, обязанностями, получается нечто механическое, автоматическое. Очень часто священники слышат на исповеди: «Молилась, молилась, батюшка, и вдруг поняла, что и не молилась вовсе, а думала о чём-то своём».

Нужно учиться молитве, именно учиться, потому что одного желания, даже пламенного мало! Молитва – тяжёлый труд, подвиг. Следует напомнить, какие условия нужно соблюсти, чтобы подступиться к нему. Эти условия сформулировал Святитель Игнатий (Брянчанинов). Во-первых, человек должен быть беззлобным. Какие бы искушения ни происходили, надо учиться не быть злым, учиться прощать. Все знают, что стоит нас только задеть, и мы годами будем носить в себе обиду, разочарование, злость. Надо учиться жить в миру и быть добрыми.

Во-вторых, надо жить по Евангелию – тоже очень сложная задача, потому что некоторые Евангельские принципы в современном обществе кажутся совсем невыполнимыми: например как подставить другую щёку своему врагу?  (Матф.5:39). Действительно, как это сделать? Сначала надо всем  сердцем этого захотеть, а потом постараться поступать так с Божией помощью. Ведь сказал Господь: «без Меня не можете делать ничего!» (Ин.15:5). Какие бы мы ни ставили задачи перед собой, даже высокодуховные, без Христа мы их не осуществим.

В своей книге «Школа молитвы» наш современник, ныне покойный, митрополит Антоний Сурожский пишет, что наша большая ошибка в том, что мы не умеем поставить себя перед Богом в настоящем: на молитве мы либо думаем о каких-то событиях, которые уже были в нашей жизни, – вспоминаем, либо мечтаем о будущем. То есть мы либо в прошлом, либо в будущем, но не в настоящем. А надо быть здесь и сейчас своим сознанием, сердцем, душой перед Богом.

Надо учиться собирать свое внимание. Если мы будем произносить те прекрасные слова, которые писали великие святые, но не будем сопереживать их, от нашей молитвы не будет толку.

Надо благоговеть перед Богом. Что это значит? Надо осознавать, Кто такой Бог – Творец всего существующего, непостижимый, но открывающийся для нас настолько, насколько это возможно. Ведь мы не можем постичь до конца даже Его творение, а тем более Его любовь к нам, грешным! Без этого молитва будет просто оскорблением. Горе имеем сердца!

И ещё для молитвы нужно покаяние. Нужно осознавать, что мы — люди грешные, потому что гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать! (1Пет.5:5).

Будем же просить у Бога, чтобы Он наши молитвы принял, нас, недостойных детей Своих, вразумил, где-то даже наказал… Наказал не в смысле возмездия, а дал наказ, научение, которое мы бы приняли как должное, сделали выводы и прониклись святым чувством благоговения перед Евангелием и всем тем, что сделал Христос. Тогда мы действительно сможем уже более осмысленно принять Его Любовь, которая нас ко многому обязывает и возводит нас в Царствие Небесное. Аминь

Протоиерей Александр Данилов

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: