Ахметова Н.В. Вера и целомудрие – вот защита от ВИЧ…
01.12.16
Ахметова Н.В. Вера и целомудрие – вот защита от ВИЧ…
01.12.16

Сообщение на заседании Межведомственной комиссии по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан «О проведении профилактической и просветительской работы направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи Республики Башкортостан» 1 декабря 2016 года.

 

Вера и целомудрие – вот защита от ВИЧ…

считает русская православная церковь

 

В основе любой традиционной конфессии, любой истинной веры, лежат одни и те же духовные и нравственные ценности, морально-этические нормы добра и любви, доброделания и милосердия.

Поэтому обсуждая даже такую проблему, как предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, нам всем очень легко говорить и понимать друг друга, так как корни духовных ценностей у нас одни. И очевидно, что при решении наших общих задач по профилактике и предупреждению распространения любых социально обусловленных инфекций, основное внимание необходимо уделять подрастающему поколению – детям, подросткам, молодежи, ведь это та часть нашего общества, которая в будущем и будет создавать новые проблемы, но и ей же придется их решать.

 

Молодым людям, по определению, присущ оптимизм, нетерпимость к злу и несправедливости, бьющая через край энергия, молодой задор и вера в свои силы. И все это, при правильном руководстве и правильном духовном стержне, является залогом способности молодого человека не пасовать перед трудностями, а уметь их преодолевать, не поддаваться соблазнам и искушениям, имея возможность здраво оценивая реальность.

Всем нам, очевидно, что только на основе наших национальных духовных традиций можно воспитать в молодых людях истинные гражданственность и патриотизм. А между тем, именно патриотизм, любовь к своему Отечеству, дому, семье и является одним из самых значимых нравственных начал человека. Как это не пафосно звучит, но именно чувство стыда и гордости за свою страну, большую и малую родину, за свое отечество всегда подвигало людей на героические и достойные поступки …

 

Русская Православная Церковь считает – Вера и целомудрие – вот защита от ВИЧ…

Глава синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон считает (из его выступления в октябре 2015 года на заседании правительственной комиссии по вопросам здоровья граждан), что ВИЧ можно победить не бесплатной раздачей презервативов, а только целомудренным образом жизни. Епископ заявил – «Конечно, мы очень рады, что в нашей стране не принимаются программы так называемого снижения вреда, бесплатной раздачи контрацептивов, замены наркотика метадоном, мы понимаем, что здесь нужны другие методики и другие программы. Мне кажется, что в борьбе со СПИДом могут помочь не только разъяснение вреда от этого заболевания, не только предупреждение этой инфекции, но и пропаганда здоровых нравственных ценностей. И «Эта болезнь (СПИД) как никакая другая, имеет социальные и нравственные, вернее безнравственные, причины».

Церковь с участием многих специалистов разработала программы первичной профилактики ВИЧ: «Живая вода» – для младших школьников, «Ладья» – для подростков, «Дорога к дому» – для студентов.

«По этим программам прошли обучение более 10 тысяч человек в разных регионах нашей страны. Это программы, которые говорят о традиционных семейных нравственных ценностях, которые помогут утвердить на пути добра, на пути добродетели тех людей, которые подвержены различным порокам», – сказал представитель Церкви.

По его словам, в обществе, а главное в детях, необходимо утверждать понятие целомудрия.

 

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: в том числе и как нравственная строгость и самоконтроль в более широком значении.

По определению Толковых словарей русского языка Ушакова и Ожегова Целомудрие – это добродетель, строгость в нравственном отношении, строгая нравственность, чистота.

«К сожалению, это слово прочно забыто. Целомудрие – не просто воздержание от каких-то удовольствий, целомудрие – как целостное представление о мире, целостное его восприятие. Жизнь человека не должна ограничиваться телом и его животными потребностями, но в ней должны присутствовать любовь к семье, творчество, патриотизм, вера, интеллектуальная деятельность. Мы должны говорить о радости целостной целомудренной жизни», – пояснил епископ.

Но сегодня довольно трудно родителям воспитывать в детях целомудрие. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» – как понятие и как явление – не обозначено для современного подростка.

Хотелось бы донести до каждого, что целомудрие надо рассматривать не в бытовой трактовке утраты невинности, а в широком смысле и понимании как было сказано выше.

А дом  целомудрия – это семья

И если говорить о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на семью – дом целомудрия, как она устроена, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас – это не злобная среда корежит и уничтожает нравственное начало в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание, т.к. целомудрие не записано в генотипе и в моральных предписаниях – «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу».

Целомудрие – это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей – бессмысленные существа, так ребенок без взрослых – существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей – посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей. Оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий. И не останется той защиты от зла мира, в том числе и от ВИЧ.

Наш предыдущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считал, что сохранение в обществе моральных устоев способно стать самой надежной профилактикой ВИЧ/СПИДа.

«Никакие медицинские технологии, никакие средства, выделяемые на лечение, никакие полицейские меры не смогут спасти общество, теряющее элементарные нравственные устои», – говорится в предисловии патриарха к изданной брошюре «Участие Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». По мнению Алексия II, медицинская и санитарная профилактика бессмысленна без профилактики греха, без духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, без морального оздоровления общества.

 

Несмотря на свое видение причин, и нравственных аспектов социально обусловленных болезней, Православная Церковь может и вносит большой вклад в профилактику распространения ВИЧ и реабилитацию больных СПИДом.

Церковь считает сотрудничество с различными государственными и общественными организациями, занимающимися проблемами ВИЧ-инфицированных, не только возможным, но и очень важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. И это сотрудничество чтобы быть максимально плодотворным, должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, стороны взаимно укрепляли и дополняли друг друга.

Ярким примером долгосрочного, плодотворного и перспективного взаимодействия может являться сотрудничество Башкортостанской митрополии с Республиканским Центром профилактики и борьбы со СПИДом.

Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке и окормлении.

Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей – тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

Церковь со своей стороны предлагает активные действия для решения этой проблемы на основе традиционных христианских форм помощи, чтобы каждый человек с этой болезнью уверенно говорил: «Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно».

Так как для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это  и есть ключ к его духовному выздоровлению.

Архимандри́т Иоанн Крестьянкин – один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX – начале XXI веков говорил, что для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной нужны малые, ежедневные хорошие поступки. Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Краткая суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД, которая осуществляется и на приходах Башкортостанской митрополии.

Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС (люди, живущие с ВИЧ/СПИДом) и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, проведение тематических просветительских и духовных бесед, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами православных педагогов, церковных социальных работников, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) – в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

Священослужители участвуют в тематических беседах, акциях, круглых столах, медицинских и общественных конференциях, передачах TV. На них батюшки получают не только информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о своем диагнозе, но со своей стороны активно участвуют в обсуждении проблемы СПИД, информируя общественность о позиции и возможностях поддержки РПЦ этих больных.

 

И в завершении, как пожелание, также слова Архимандри́та Иоанна Крестьянкина «Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок – поступок добра. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре». Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. И так, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое».

Руководитель отдела по работе
с лечебными учреждениями
Уфимской епархии Ахметова Н.В.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.