А.Никитский, прот. Надгробная речь на отпевании игумении Филареты (Бычковой) 5 марта 1890г.
15.01.24
А.Никитский, прот. Надгробная речь на отпевании игумении Филареты (Бычковой) 5 марта 1890г.
15.01.24

Печатается в соответствии с правилами современного русского языка по:
Уфимские епархиальные ведомости, 1890г., №7. С. 241-249. Некролог и Надгробная речь (PDF)

НЕКРОЛОГ

Со 2-го на 3-е сего марта в 12 часов ночи без особенных страданий скончалась на 83 году своей жизни основательница Уфимского Благовещенского женского монастыря, бывшая и настоятельницею оного в продолжении 20 лет, игумения Филарета, жившая с 1877 года на покое в основанном ею монастыре.

Покойная происхождением была крестьянка села Бетьков Мензелинского уезда; в мире именовалась по Крещении Стефанидой Степановой. Родители её вели мелкую торговлю и имели некоторой достаток. Жизнь монашескую Филарета начала с юных лет, живя вместе с келейницами в общежитии при Бетькинской церкви. Бетькинская небольшая в то время община, не имея правительственного утверждения, была ведома Епархиальным Преосвященным, из коих Преосвященный Амвросий в 1828 году официально принял общину под свое покровительство и утвердил избранную сестрами общины Стефаниду Степанову быть в ней старшею. В 1882 году эта община с благословения Преосвященного Михаила перешла в город Уфу, а в 1888 году по представлению Святейшего Синода с соизволения Государя Императора был учреждён в городе Уфе женский Благовещенский монастырь, а Стефанида Степанова утверждена его настоятельницею с возведением в сан игумении. В 1869 году по распоряжению высшей духовной власти игумения Филарета была уволена от настоятельства в Уфимском Благовещенском монастыре и переведена на жительство в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь, где прожила два года. В 1861 году Святейшим Синодом игуменье Филарете дан был в управление Ладинский Покровский монастырь Полтавской епархии. В 1868 году игумения Филарета была уволена от должности настоятельницы сего монастыря и проживала, по её просьбе, в Ржищевском монастыре Киевской епархии. В 1877 году с разрешения Святейшего Синода игумения Филарета была вновь принята на проживание в основанный ею Уфимский Благовещенский монастырь. Игумения Филарета в 1853 году награждена была наперсным крестом; а в 1888 году, по случаю исполнившегося 50-летия существования Уфимской женской обители, игуменье Филарете «Во внимание к подъятым ею трудам при учреждении Уфимского монастыря и благоуспешному управлению оным в течение многих лет» было преподано благословение Святейшего Синода с грамотою. Немало пожила на земле покойная  игумения Филарета, многое повидала, многое и испытала… Упокой, Господи, рабу Твою во Царствии Твоем!

Протоиерей Ал. Никитский

 

НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ,

произнесённая протоиереем Ал. Никитским при отпевании проживавшей на покое в Уфимском женском монастыре основательницы сего монастыря игумении Филареты 5 марта 1890 года.

 

«Многими скорбми
подобает нам внити
во Царствие Божие»
(Деян. 14, 22).

Святой Апостол, увещевая обращённых им пребывать непоколебимыми в вере во Христа, не скрывал от них, что на земле последователей Христовых ожидают не радости, а беды; что путь в обещанное Спасителем Царство Небесное тесен и тернист; что вечное упокоение в лоне праведных достигается только многими скорбями. Это предупреждение святого апостола вполне оправдалось в жизни предлежащей здесь во гробе усопшей игумении Филареты.

Жизнь почившей прошла путём негладким; об ней поистине можно сказать словами церковной песни: «Присномятежное море жития претекла, к пристанищу Христову верою притекла представльшаяся» (Последование исходное монахов, стихира на последнее целование, глас 8). Ещё бывши отроковицею, раба Божия Стефанида, впоследствии игумения Филарета, услышала при дверях сердца своего глас Господа, призывавший ее на путь самоотвержения и креста, и, руководимая желанием спасти свою душу, юница, едва переступившая возраст детства, с радостью ответила на призыв Небесного Жениха: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 107:2). Не будем говорить о том, как юная отроковица оставила дом отчий и поселилась вместе с другими в келии близ сельского храма, чтобы всецело посвятить себя на служение Господу. Там, в этом тихом приюте скромных добровольных тружениц ради Господа, она была ещё у берега моря житейского, там её охраняло от скорбей и влияние её родителей, людей простых, но почтенных и благочестивых, и незаметное положение девочки-келейницы. Думаю, что это было самое лучшее время её безмятежной жизни, когда юная душа её была исполнена мыслию о Создателе, когда она со всею юношескою горячностью устремлялась сердцем к Небесному Жениху. Но эта безмятежная жизнь продолжалась недолго. Прошло несколько лет, и девица Стефанида Божиим изволением обнаруживает силу духовную не только управлять собою, но и руководить других, приобретает не по летам своим старейшинство в среде келейниц, а с ним труды и заботы, нераздельные со скорбями. Нужно иметь и необходимое для пропитания, нужно и себя и других оградить от нареканий, нужно и себя сберечь и других предостеречь от приражений греховного мира. Прошла и осталась позади беспечальная гладь жизни, которою так счастлива была юная раба Божия; тяжесть креста, поднятого ради Господа, уже чувствовалась. Но это были только первые уроки терпения и страдания; это были слабые поросли будущих терний её жизненного пути. Промыслу Божию угодно было, чтобы малое стадо добровольной Бетькинской общины девственниц было основою, зерном многолюдной будущей нашей женской обители, а почившей в Бозе игумении Филарете судил Бог быть её основательницей и первой настоятельницей. Сколько трудов, сколько скорбей понесено было усопшей, прежде чем признано было возможным существование женской обители в городе Уфе! Нужно было доказать жизнью, что она и её сподвижницы достойны того, чтобы из-за них утруждать высшую власть об учреждении женской обители, нужно было найти средства для осуществлены этого доброго дела и предстательство людей влиятельных к благоприятному исходу его. Средства приходилось ради Христа выпрашивать, а помощь сильных вымаливать. А для всего этого сколько нужно было иметь самоотвержения и ревности по Богу, чтобы не ослабеть под такою ношей, не убояться тяжести креста, не возвратиться вспять. Но это было только половиною той тяжести креста, какую любовь Божия готовила своей избраннице в будущем. Как велики были скорби последующей жизни почившей игумении Филареты, мы можем представить себе, если вспомним, что Богу угодно было послать ей тяжёлое испытание: она чрез 20 лет управления основанною ею обителью должна была оставить ее и жить много лет вдали от неё; затем управляла, по воле высшего начальства, другой обителью, но и там пришлось со скорбию удалиться от дел. Это была такая жизнь, о которой можно сказать словами Апостола: «Она была в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалениях» (2Кор. 6:8). Это поистине было плавание по житейскому морю, волнуемому бурею напастей; душа покойной, по слову Псалмопевца, насытилась скорбей (Пс. 41:4; 101:10). И думаю, что она, в изнеможении сил не раз взывала к Спасителю: «Спаси мя, Господи, погибаю!..» (Мф. 14:30). Как все это было, на этот вопрос христианская вера отвечает: «От Господа направляются стопы человека, а смертному как знать пути свои?» (Притч. 20, 24); «Якоже изволися Господу, тако и бысть» (Иов. 1:21). Воспоминая об этом тяжёлом для неё времени, живя уже здесь на покое, почившая от души взывала ко Господу словами Псалмопевца: «Благо, яко смирил мя еси, Господи» (Пс. 118:71). Горечь перенесённых скорбей, посланных Господом, оставила в душе её сладостный покой и надежду на помилование в жизни будущей.

Были в жизни усопшей и светлые, радостные дни, когда она видела явные знамения милостей к ней Господних и заступления Царицы Небесной, пред иконою Которой почившая и во дни скорбей и во дни радостей изливала душу свою. Великим праздником было для неё Высочайшее соизволение на учреждение сей обители. По сказанию стариц, полагавших вместе с покойною основание обители, много было пролито ими слез в ожидании Царской милости; зато велико было и их торжество, когда объявлено было им милостивое слово Монарха — быть монастырю! Много утешения принесло почившей в земной её жизни внимание к её трудам местных архипастырей и высшей духовной власти.  Игумения Филарета награждена была золотым наперсным крестом, а за несколько лет до смерти, ко дню совершившегося пятидесятилетия существования основанной ею обители, по представленью нашего архипастыря за труды, понесённые ею при основании обители, была удостоена особо благословенья Святейшего Синода с грамотою. Великою отрадою было для усопшей особое внимание к ней и её обители старейших иерархов нашей Православной Церкви: митрополитов Филаретов —Московского и Киевского, — память о коих игумения Филарета чтила, как святыню. Радовало её внимание к ней и участие в нуждах её обители лиц высокопоставленных, с которыми игумения Филарета поддерживала связь, живя на покое, и вниманием коих пользовалась, можно сказать, до последних минут своей жизни (накануне той ночи, в которую умерла игумения Филарета, ее навестил начальник губернии и долго беседовал с нею); но не было у неё радости больше той, какую она чувствовала при возвращении на покой в родную обитель. Окружённая вниманием сестёр монастыря, из коих многие были приняты ею самой в монастырь, которых она оставила юными, а встретила уже старицами, обласканная, успокоенная евангельскою её дочерью, заступившею её место по управлению монастырём, покойная игумения Филарета забывала понесённые ею скорби и от души благодарила Господа словами псалмопевца: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:1-2).

Братие, для усопшей игумении Филареты более не существует ни радостей, ни скорбей земных; нечувствительны ей порицания, не нуждается она и в восхвалениях земных; ей нужны теперь только молитвы наши ко Господу об упокоении души её. К вам, сестры обители сей, обращается усопшая словами песни церковной: «Духовные мои чада, сестры и спостницы, не забудьте мене, егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными (Последование исходное монахов, тропарь на предание земле). Благочестивые сестры обители! Надеюсь и уверен, что напоминать вам о вашем долге по отношению к усопшей нет нужды; вы его исполните, как добрые чада усопшей; тёплые молитвы ваши ко Господу об упокоении души усопшей с праведными непрестанно будут возносимы как жертва, благоприятная Ему. Они принесут пользу оплакиваемой вами, преклонят праведного Мздовоздаятеля — Бога на милосердие к ней. Они принесут пользу и вам, низведут на вас благословение Божие, свидетельствуя о вашей благодарности к усопшей за понесённые ею труды при основании и устроении обители, под кровом коей вы укрылись от житейских попечений.

Присоединим и мы, братия, друзья, к молитвам девственниц наши молитвы об упокоении усопшей. Они будут последним даром от нас почившей за её любовь к нам и благожелания, за то утешение, какое мы имели в её приветливости, получали от её разумной, сладкоречивой, назидательной беседы.

Что скажем тебе, всечестная игумения Филарета, на прощание, видя тебя в последний раз и уже лежащею во гробе? О чем теперь можно говорить с тобою, кроме твоего исхода из жизни сей? «Блажен путь, в оньже идеши», — приветствует тебя ныне, на пути в вечность, Св. Церковь (Последование исходное монахов). Воистину блажен! Мы уповаем, что тебе Милосердым Господом, по предстательству Пречистой Его Матери, покровительству Которой ты вручала себя и основанную тобою обитель, уготовано за гробом место вечного упокоения. Не напрасно Господь очищал тебя скорбями земной жизни; огнём скорбей очищалась твоя душа чтобы избежать огня геенского. Не неожиданно застал тебя и час смертный; утомлённая странствованием житейским, ты с упованием на милосердие Божие ожидала его спокойно. Часто ты обращала взор свой к распятому на Кресте Господу и молила Его дать тебе силы непостыдно донести крест твой до могилы. И вот в ответ на твои мольбы Господь благоволил, чтобы ты скончалась во дни крестных подвигов поста и покаяния, когда Св. Церковь износит Святой Крест Спасителя нашего для поклонения, для утешения и укрепления верующих. Ты переходишь в жизнь вечную, осеняемая, вместе с нами, Святым Крестом — победным знаменем Спасителя нашего над врагами нашими. Да будет это знамением милости к тебе Божией, да сподобит тебя Господь в день праведного воздаяния слышати сладчайший глас Его: «Днесь со мною будеши в раю» (Лк. 24:43).

Господи! упокой в лоне праведных душу усопшей рабы Твоей, в вере пожившей, добре потрудившейся, в надежде на Твое милосердие скончавшейся игумении Филареты. Да будет ей, Господи, по слову Твоему: «Претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 24:13)!

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.