Чугунов Анатолий Иванович
(16.08.1893 — 10.03.1938) н/ст
иерей, пострадал за Христа
Анатолий Иванович Чугунов родился 4 августа 1893 года[1] в селе Каменке Белебеевского уезда Уфимской губернии в семье учителя местного «Каменскаго мордовскаго инородческаго министерскаго училища»[2].
Из «Уфимских епархиальных ведомостей» (за разные годы) известно, что отец его, Иоанн, в 1895г. был определён псаломщиком Петропавловской церкви с.Калинников Уфимского уезда и учителем тамошней школы[3]. 9 октября 1901 г. воспринял сан священника от епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого) и направлен на служение в с.Ельдяк Бирского уезда для служения в приписной церкви[4]. Отец Иоанн был членом Уфимского комитета православного миссионерского общества[5]. Скончался батюшка 5 сентября 1907 года, будучи священником с. Дубровка Бирского уезда[6].
Мать Анатолия, Евдокия Кузьминична, была просфорницей[7]. Точно известно, что у о.Анатолия был брат Александр[8], отучившийся в Казанском художественном училище на средства епархии[9] (из-за бедности семьи[10]) и закончивший затем Императорскую Академию художеств[11]. С большой долей вероятности можно утверждать, что в семье были брат Алексей, тоже псаломщик[12], и сестра Елисавета[13] (их имена упоминаются в «Уфимских епархиальных ведомостях»). На момент ареста о.Анатолия Евдокия Кузьминична жила с ним, а затем[14] у другого сына Александра в Ленинграде.
Анатолий поступил в Уфимское епархиальное училище на подготовительный курс, который закончил по второму разряду в 1906 году[15]. Четыре курса училища он окончил также по второму разряду в 1911 году[16], с правом поступления в Уфимскую семинарию без проверочных испытаний. Тогда по итогам ежегодных экзаменов с разных курсов отчисляли около 10-15% учеников за «малоуспешность» (и другим причинам), а некоторых все-таки оставляли на «повторительный курс». В числе второгодников Анатолий был дважды — на первом курсе училища[17] и на первом курсе семинарии[18]. Впоследствии в допросной анкете о.Анатолий указывал свое образование: Уфимское духовное училище и один класс семинарии.
В сентябре 1914 года епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) назначил[19] Анатолия Чугунова на место псаломщика к Вознесенской церкви села Ново-Херсонка[20] Уфимского уезда. В 1916 году Анатолий переведён[21] псаломщиком в село Емашевка того же уезда. Эти сведения есть в «Уфимских епархиальных ведомостях». (В связи с государственным переворотом 1917г. и последовавшей Гражданской войной издание традиционной периодики прекратилось, а архив Уфимской консистории и других церковных учреждений был растащен в качестве отопительного материала, поэтому дальнейшая история о.Анатолия приводится исходя из данных его расстрельного дела).
4 сентября 1937г. о местах дальнейшего служения в «Анкете служителя культа»[22] о.Анатолий указывает, что он был псаломщиком в Уфе (1917-1918 гг.), Месягутово (1918-1919 гг.), Еланыше (1920-1921 гг.). Затем он пишет, что был священником в с.Аркаул в 1922 году (на территории Башкирии известно несколько поселений с таким названием[23], самое крупное — Мунаево (бывший Аркаул) Салаватского района, и ни в одном из них не было церкви, а вот в с.Арткаул Караидельского района была каменная, в честь св.бессребреников Космы и Дамиана 1820 года постройки[24]), Кондаковке (1923 г.), Митрофановке (1925 г.), Ежовке (1926 г.), Петровке Камышлинского района (1932 г.), в с.Иткули Караидельского района (1933 г.), Ключах Аскинского района (1937 г.). И на момент заполнения анкеты — в Ярославке Дуванского района.
Отец Анатолий нигде не указывает своего пребывания в Давлеканово, хотя его дочери в своих воспоминаниях говорят, что именно туда он был направлен священноначалием и именно там познакомился с будущей супругой[25]. Судя по официальным данным из «Уфимских епархиальных ведомостей», между окончанием первого курса семинарии летом 1913г. и официальным назначением на должность псаломщика в 1914г. прошло больше года. Возраст вполне подходил для женитьбы — ему было 20-21 год. Время и место заключения брака на данный момент не известно. Дочери также в воспоминаниях указывают, что у родителей матери была своя вальцевая мельница, то есть семейство было богатое, а ведь людей в 1920-30 годы ссылали просто за наличие в хозяйстве лошади или коровы. Очевидная вероятность гонений на супругу из-за её происхождения вполне могла побудить о.Анатолия скрыть или исказить какие-то факты из своей биографии, дабы обезопасить семью. Как будет видно ниже, батюшка скрыл на допросе имена известных ему священнослужителей, это говорит о том, что он вполне мог поступить аналогичным образом и в отношении супруги.
В деле имеется несколько рукописных документов Уфимского епархиального совета, касающихся о.Анатолия. В письме[26] от …марта 1937г. за №163 на имя о.Анатолия за подписями «Григория, епископа Уфимского» и «Секретаря, протоиерея Геннадия Еварестова» есть такие сведения: «… Ввиду тяжести возводимых на него обвинений священник А.Чугунов резолюциею моею от 17 декабря 1936 года был уволен от должности священника церкви села Иткулей и запрещен в священнослужении до окончательного разсмотрения дела. Ныне по имеющимся в моем распоряжении письменным материалам, я нахожу, что священник Анатолий Чугунов за все его деяния должен быть лишен священного сана, но принимая во внимание его раскаяние, выраженное в прошениях ко мне, а также его семейное положение, и надеясь, что наложенное на него наказание послужит хорошим уроком для него, я в последний раз оказываю ему снисхождение и благословляю ему просить прихожан села Ключей (единственный свободный в настоящее время приход в епархии) принять… во священника…».
Выше в письме указывается, что запрет связан с «нравственным обликом пастыря». Что же!? Церковная история знает немало святых, впавших в те или иные грехи, и принесших Богу плоды покаяния, либо смывших грехи мученической кровью! Однако тяжесть той исторической эпохи вполне позволяет предположить или клевету на священника, или же попытку епископа Григория[27], также пострадавшего за Христа, спасти о. Анатолия от гонения, представив его таким служителем Церкви, который не заслуживает внимания гонителей.
В 1937г. на момент ареста семья о. Анатолия была многодетной (Любовь 16 лет, 1921 г.р., Ольга 9 лет, 1928 г.р., Софья 7 лет, 1930 г.р., Евгений 5 лет, 1932 г.р., Зоя 3 лет, 1934 г.р.)[28]. По воспоминаниям дочерей, у о.Анатолия и его супруги Антонины Андреевны было несколько трагедий, связанных со смертью их детей – первые пять дочерей умерли в младенчестве: «У папы и мамы стали появляться дети. Но долго не жили. Мама нам говорила, какие первые дети у нее были. Не дети — ангелы. Одна девочка проснулась больная и говорит: “Мамочка, а где здесь красивое зелененькое яичко, мне дедушка принес и положил под подушечку”. Это было в Пасху. И вскоре она умерла. Папа не мог отпевать своих детей, очень плакал. Всего пять дочерей умерло. Мама говорила, что очень были красивые. И что мы, по сравнению с ними, такие несчастные оборвыши, голодные и холодные, что на нас без слез она и смотреть не может»[29].
Из этого свидетельства да и из тяжелого материального положения того времени видно, что детей рожали не из-за долга, не из-за нравственного запрета на убийство (аборт), но из-за нежной родительской любви. Подтверждение тому и рассказ самой младшей дочери Зои об аресте отца: «Ночью пришли забирать отца, бабушка (ей было под 80 лет) упала, ноги обняла: “Не пущу! Чем жить будем, как?!” — кричала. Отец молча оделся, бабушку откинули. Вместо шарфа полотенце обвернул кругом шеи, чапан, валенки петровские, фетровые, простился со всеми, а я спала на полатях. Он со всеми попрощался и говорит: “А ведь у меня ещё одна дочка есть” — и полез ко мне. Отец поцеловал меня, все ревели. Его увели, мороз сильный был. И уже у ворот они его пинать начали ногами. Хотя мы смотрели вслед им в окно, они уже ничего не скрывали. Что было дальше, мы не видели…»[30].
12 декабря 1937г. выписывается ордер на арест священника Анатолия Чугунова, (без визы прокурора и судебного решения). В этот же день принимается постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения, в котором указано, что священник Чугунов А.И. «будучи враждебно настроен к Советской власти, проводит контрреволюционную деятельность», поэтому решено «привлечь его в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать заключение под стражу в Дуванскую тюрьму, по первой категории». Содержание под стражей по 1 категории означало, что в соответствии с приказом НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г. арестованный подлежит высшей мере наказания — расстрелу. Данный приказ делил попадающих под репрессии на две группы: «наиболее враждебных» («первая категория»), которых приговаривали к расстрелу, и «менее активных» («вторая категория»), которых заключали в лагеря или тюрьмы. Семьи репрессированных ставились на учет и по решению тройки могли «подлежать водворению в лагеря или трудпоселки»[31].
В тот же день о.Анатолий был арестован и заключен в Дуванскую тюрьму[32]. При обыске была изъята серебряная дароносица[33].
Первый допрос[34] 18 декабря 1937г. священника зафиксирован так:
«Вопрос: Вы арестованы как активный участник контрреволюционной организации церковников. Дайте показания по этому делу?
Ответ: Показаний давать не буду, потому, что я участником контрреволюционной организации церковников не был и о существовании такой контрреволюционной организации мне не известно.
Вопрос: Вы лжете. Вы являетесь участником контрреволюционной организации и проводили контрреволюционную работу. Следствие требует не запираться и дать откровенные и правдивые показания о своей практической контрреволюционной деятельности?
Ответ: Категорически отрицаю предъявляемые ко мне обвинения, что я за собой ничего не чувствую в смысле контрреволюционного против существующего строя».
На повторном допросе[35] 24.12.1937 г. у священника Анатолия пытались выведать имена других священнослужителей с очевидной целью репрессий. На вопрос: «Кого вы знаете из религиозных культов попов?» — он назвал общеизвестные данные: имя своего сослужителя в Ярославке; другого, уже арестованного, священника и своего непосредственного начальника – «уфимского архиерея Козлова Григория». Таким образом, даже на вопрос без обвинения в «контрреволюционной деятельности» о.Анатолий сохранил свою совесть чистой перед Богом и братьями сослужителями.
Далее на допросе его обвинили в активной агитации против выборов, против колхозов и совхозов, в активной контрреволюционной деятельности, чего св. мученик не признал. Кроме того, ему предлагали дать показания на владыку Григория, что якобы архиерей давал ему указания по контрреволюционной деятельности, от чего отец Анатолий также отказался.
Далее в личном деле следует протокол допроса[36] собрата о.Анатолия по служению, священника (кстати, его имя о. Анатолий при допросе не назвал!), в котором тот свидетельствует против св. мученика, пересказывая его слова из конфиденциального разговора, проходившего дома у святого 31 августа:
«Тяжёлое время переживает наше несчастное поколение, на нас сбывается Священное Писание, и все чаши гнева Божия излиты на нас за грехи наши. Мы приближаемся к концу мира быстрыми шагами. Власть эта теперь уже антихристова, а потому и делает гонение на служителей веры Христовой».
Этот же лжесвидетель передаёт другие слова святого, сказанные 3 сентября, относительно арестов «попов и др. церковников»:
«Аресты вызваны очень простой причиной. Ведь всем уже надоела Советская власть, даже многим и тем, которые занимают видные, служебные места, не говоря уже о рядовых чернорабочих и колхозниках. Вот и начинают уже более явно вредить в ущерб правительству Советской власти. Хотя, вообще-то вредительство еще и не прекращалось с самого начала Советской власти; но чем дальше время тянется, тем терпения стает менее, и вредительство делается уже более явным. Да и вредителей-то стает все больше и больше, так что, пожалуй, и аресты не прекратят их, а только придется некоторым страдать, а попов арестуют, это просто мера борьбы с религией: иных засадят, а другие попы из-за боязни служит не будут, и дело религии будет падать, а им (Советской власти) это и надо».
Этот же «собрат» далее жалуется, что «Поп Чугунов обслуживает 4 религиозные общины Дуванского района (в Ярославке две общины, и с.с.Сальевка, Метели), а разрешение, по регистрации Раисполкома, имеет только на одну, т.е. на Успенскую (с. Ярославка)».
По показаниям того же, 25 ноября о.Анатолий в частном разговоре с отцом свидетеля, говорил:
«С этими выборами создают одну канитель, ведь на все должности люди уже выбраны, а это голосование проводят с целью еще проверить массу — кто что напишет и вложит в конверт. Вот после этого тайного голосования надо опять ожидать массовые аресты нашему брату (т.е. попам). Уже не миновать арестов – будут сажать. Правительство хитро умеет сортировать массу. Только могут пострадать невинные. Наделают в этих избирательных бюллетенях своих фокусов, навыставляют своих кандидатов и даже сделают насмешек. Да и что за выборы, когда избиратель не имеет права выставить желаемого ему кандидата, а принужден голосовать за «подставленного» незнакомого ему кандидата».
Этот же лжесвидетель обвиняет о.Анатолия и его сослужителя по Ярославке в отрыве народа от работы, тем что совершают богослужение ежедневно, причем мотив додумывает — желание обогащения. Однако в самих показаниях его видны слова и истинный мотив новомученика, явно переданные как цитата — послужить пока возможно: «В с.Ярославке существуют две церкви, служат: поп Чугунов и прибывший из ссылки поп Письмеров, которые устроили между собой «соревнование» — у кого больше народу? Служат ежедневно, отрывают народ от работы, в т.ч. и колхозников, поставив себе задачей хоть теперь послужить, а то, мол, скоро могут церкви закрыть, и тогда всё пропало: не будет им доходов и труднее будет вести контрреволюционную деятельность против колхозов и Советской власти».
Церковный староста, знавший о.Анатолия «недели две» колхозник, хорошо обеспеченный, по сравнению с лишенцами за веру, что видно из анкет протоколов допросов, обвинил[37] о. Анатолия в частом пьянстве, поборах с верующих, ежедневном богослужении перед арестом, мотивом ставя наживу, и, как и предыдущий свидетель, сам себе противоречит, цитируя мученика: «…Чугунов высказывал лично мне сожаление об арестованных попах и других людях-преступниках, и о гонении на религию со стороны советской власти. Говорил, что он тоже должен быть скоро арестован, и что он очень боится ареста. Что у него были за предчувствия к этому? – он не сказал». Примечательно, что святой боится ареста, страданий, но подобно Христу в Гефсиманском саду, преодолевает гонение силой Божией.
Этот же староста обвинил о.Анатолия в сокрытии доходов, хотя священник прослужил на этом приходе всего около недели непосредственно перед арестом: «… все доходы брал себе, а на церкву ничего не дал, хотя я с него спрашивал отчисления и хотел учесть доходы, но он ничего не ответил и не дал». Далее он также обвиняет священника в служении на четырех приходах вместо одного: «Стало быть служил и пользовался доходами не легально, не законно».
В деле есть письмо[38], содержащее в том числе воспоминания Софии, дочери о.Анатолия: «Его «арестовали ночью 11 декабря 1937 г. и с тех пор не было никакого известия о нем. Семью из супруги, 5 детей и бабушки выгнали из квартиры, в которой они жили на момент ареста. С тех пор жили в банях или квартирах у тех, кто пустит. Детям на момент ареста было 2, 4, 6, 8 и 15 лет, и с ранних семи-восьми лет они работали — кто нянькой, кто в прислугах. Мать работала техничкой, старалась учить детей. Ходили в школу голодные, по 2-3 дня не ели. До 20 лет, пока немного не поднялись на ноги, не ели даже досыта хлеба. Мать умерла в 59 лет в 1953 г. и наказала детям отыскать могилу отца и молиться за упокой их душ. При аресте и взять было нечего — забрали все фотографии его».
В другом письме[39] София Анатольевна пишет: «Сам отец Анатолий вырос в сиротстве, т.е. без отца. Были очень бедные — при переводе с места на место сам впрягался в тележку и вез 5 человек детей, в эту же тележку помещалось и все семейное имущество. «За то мы ни разу не были биты, руганы, не видели пьянки, драки, семейной неурядицы. Отец всегда разговаривал тихо, вежливо, спокойно… еще помню, у него даже не было шарфа на шею. Отец повязал вместо шарфа полотенце…».
Обращает внимание на себя следующее. Постановление тройки НКВД о расстреле о.Анатолия датируется 5 января 1937г.[40] Получается, что постановление о расстреле выписали практически за год до заведения дела и самого ареста.
Отец Анатолий был расстрелян в 20.05 часов 10 марта 1938 года[41] в Уфе.
22 июня 1956г. его дочери Зое было устно объявлено, что ее отец был осужден к десяти годам исправительно-трудовых работ и 7 апреля 1944 года умер в местах заключения от острого гнойного плеврита. Документ КГБ БАССР от 17 января 1990г. опровергает[42] эти сведения как несоответствующие действительности и утверждает, что о. Анатолий был расстрелян 10 марта 1938г. в Уфе, место захоронения неизвестно. Другой документ в деле извещает[43], что захоронение расстрелянных в то время осуществлялось на Сергиевском кладбище, но установить точное местонахождение могилы не представляется возможным, т.к. в тот период времени такие места не фиксировались.
26 апреля 1989г. было подписано заключение о реабилитации[44] священника А.И.Чугунова и справка[45] о признании его репрессированным по политическим мотивам. Таким образом, иерей Анатолий Чугунов был реабилитирован и признан одной из жертв политических репрессий.
Так прошел свою христианскую жизнь священник Христов Анатолий Иванович Чугунов, и ныне оправдан он не только земным судом, но Судом Бога Вышняго и с любовью ходатайствует о нас у Его престола — да наследим и мы Жизнь Вечную со Христом Воскресшим!
Публикацию подготовил
свящ. К.Новиков
[1] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.12.
[2] Уфимские епархиальные ведомости», 1895г, №5, С.153
[3] Уфимские епархиальные ведомости», 1895г, №5, С.153
[4] Уфимские епархиальные ведомости», 1901г, №5, С.1282
[5] Уфимские епархиальные ведомости»: 1903г, №15, С.1070; 1904 №14-15, С.1004; УЕВ 1905 №17, С.1223.
[6] Уфимские епархиальные ведомости», 1907г, №19, С.1041
[7] Уфимские епархиальные ведомости»: 1912г, №19, С.846
[8] Уфимские епархиальные ведомости»: 1910г, №21, С.859;
[9] Уфимские епархиальные ведомости»: 1910г, №20, С.798;
[10] Уфимские епархиальные ведомости»: 1910г, №20, С.800; 1910 №21, С.859
[11] Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Сводный список педагогов Николаевской гимназии. Чугунов Александр Иванович, https://docs.google.com/document/d/1baNylCe8jmPK6c3quZXfp5woOm8UtA1aE_pq_MP6gKY/edit Дата обращения: 21.02.2024
[12] Уфимские епархиальные ведомости»: 1908г. №15 С.662; 1911г., №20, С.778; 1912г., №13, С.556; 1913г., №12, С.336; 1916г, №4, С.119;
[13] Уфимские епархиальные ведомости»: 1911г., №13-14 С.517; 1913г. №12 С.346;
[14] Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Сводный список педагогов Николаевской гимназии. Чугунов Александр Иванович, https://docs.google.com/document/d/1baNylCe8jmPK6c3quZXfp5woOm8UtA1aE_pq_MP6gKY/edit Дата обращения: 21.02.2024
[15] Уфимские епархиальные ведомости», 1906г, №12, С.767
[16] Уфимские епархиальные ведомости», 1911г, №12, С.521
[17] Уфимские епархиальные ведомости», 1907г, №13, С.723
[18] Уфимские епархиальные ведомости», 1912г, №13, С.550
[19] Уфимские епархиальные ведомости», 1914г. № 17, С. 217
[20] Региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан». Херсонка. http://bashenc.online/ru/articles/111407/ Дата обращения: 21.02.2024
[21] Уфимские епархиальные ведомости», 1916г, №23, С.753
[22] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.15.
[23] https://academic.ru/searchall.php?SWord=аркаул&from=ru&to=xx&did=&stype= Дата обращения: 21.02.2024
[24] Златоверховников И.Е. Уфимская епархия. Географический, Этнографический, Административно-исторический и статистический очерк. Уфа : Уфим. епарх. братство воскресения Христова, 1899. С.151. https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_v19_rc_1707721?page=163&rotate=0&theme=white Дата обращения: 21.02.2024
[25] Уфимские епархиальные ведомости, 2008 №2 (198), С.4. http://www.eparhia-ufa.ru/news/vospominaniya-docherej-svyashh-anatoliya-chugunova-rasstrelyannogo-za-veru-na-sergievskom-kladbishhe-g-ufy-v-1938-g Дата обращения: 21.02.2024
[26] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.38.
[27] Православная энциклопедия. ГРИГОРИЙ (Козлов Владимир Сергеевич; 20.03.1883, Москва — 29.11.1937, Уфа), архиеп. Уфимский. Том 12.С.574. Электронная версия. https://www.pravenc.ru/text/166662.html Дата обращения: 21.02.2024
[28] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.12.
[29] Уфимские епархиальные ведомости, 2008 №2 (198), С.4. http://www.eparhia-ufa.ru/news/vospominaniya-docherej-svyashh-anatoliya-chugunova-rasstrelyannogo-za-veru-na-sergievskom-kladbishhe-g-ufy-v-1938-g Дата обращения: 21.02.2024
[30] Воспоминания дочери свящ. Анатолия Чугунова Зои Ширяевой. http://www.eparhia-ufa.ru/news/vospominaniya-docheri-svyashh-anatoliya-chugunova-zoi-shiryaevoj Дата обращения: 21.02.2024
[31] Сулейманов Т.Ф. Иерей Чугунов Анатолий Иванович. http://www.eparhia-ufa.ru/news/sulejmanov-t-f-ierej-chugunov-anatolij-ivanovich Дата обращения: 21.02.2024
[32] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.13.
[33] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.9-10.
[34] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.22-23
[35] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.24
[36] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.25-27
[37] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.31-32
[38] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.74-77.
[39] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.88-89.
[40] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.64.
[41] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.65.
[42] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.94-95
[43] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.103
[44] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.94
[45] Архив УФСБ по Республике Башкортостан. Фонд № 10. Дело № В-12399. Л.107, 109, 110
Публикацию подготовил
свящ. К.Новиков