ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА
14.03.21
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА
14.03.21

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

ГЛАВЫ БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

МИТРОПОЛИТА УФИМСКОГО И СТЕРЛИТАМАКСКОГО НИКОНА

БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ РЕСПУБЛИКИ.

 

 

«Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, …
чтобы от Христа Бога получить нам великую милость»
(Стихира. гл. 8-й, на вечерне
в среду 1-й седмицы Вел. поста. Ис., гл. 58).

«… Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения».
(Ис.49, 8.  Лк. 4, 19).

 

 

ДОРОГИЕ ОТЦЫ, БРАТИЕ И СЕСТРЫ!

 

Святой и Великой Четыредесятницей, великим поприщем, великой пучиной, духовной весной называли святые отцы время Великого поста, которым с первых веков христианства предварялось светозарное торжество ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, ПАСХИ ГОСПОДНЕЙ. У древних монахов, подвизавшихся в египетских и палестинских пустынях, существовал обычай в последний день перед началом поста испрашивать друг у друга прощения и уходить из монастыря в пустыню, чтобы плакать и молиться о своих грехах и близких, о благодати Божией, по которой тоскует сердце всякого человека, а монаха и священнослужителя в особенности.

Сорок дней строго постились монахи, терпя зной и холод, позволяли себе лишь несколько сухарей и немного воды, а то и вообще неделями не вкушали ничего. Были и такие, которые лишали себя пищи на весь Великий пост. Но это была лишь одна часть их великопостных подвигов, причём не самая важная! Главное было в том, чтобы молитвой и покаянным плачем очистить свою душу не только от повседневных грехов, ОТ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК НЕ СВОБОДЕН НИГДЕ: ни в миру, ни в монастыре, ни даже на необитаемом острове, НО И ОТ ВСЕЙ СКВЕРНЫ ГРЕХА, разлитой по всему человеческому естеству!

Святые подвижники в молитве достигали такого состояния, что внутренним оком созерцали всю бездну греха, в которую погрузилось человечество после грехопадения! Эту первородную греховность они ощущали как цепи, как сети, которыми враг рода человеческого связал людей после их отступления от Бога, и эти сети были настолько крепки, что без помощи Божией человек освободиться от них не мог.

И они молились так, чтобы Господь услышал их и разрешил ненавистные оковы. А за освобождением следовало совершенно новое состояние, которого удостаивались те, кто с мужеством и упорством совершал свой подвиг. Насколько труден и долог этот путь возвращения к Богу, нам прикровенно поведали святые отцы, назвав Великий пост «великой пучиной» и «великим поприщем». А насколько он благодатен и радостотворен, мы можем судить по тому, что те же отцы называли Святую Четыредесятницу духовной весной. В наступающие дни святого Великого поста мы готовимся принести Богу очистительный дар: молитвы, пост и покаяние. Люди повинны в том, что умножают зло делом, словом, помышлением! Сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно! Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21–22). Причина столь горестного состояния в наших отношениях кроется в отсутствии между нами любви, о которой Господь дал нам с вами Свою новую заповедь: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34), любви, о которой постоянно напоминает Священное Писание: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 8). «Любовь не делает ближнему зла» (Рим. 13, 10), и если зло есть, то это значит, что любви нет! Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), и более всех всесожжений и жертв Он требует от нас взаимной любви, которая ДОЛГОТЕРПИТ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА, СОРАДУЕТСЯ ИСТИНЕ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ВСЁ ПЕРЕНОСИТ И НИКОГДА  НЕ ПЕРЕСТАЕТ! (I Кор. 13, 4, 8). Святая Церковь призывает нас сегодня познать самого себя, смысл своей жизни, своё греховное состояние и ОБРАТИТЬСЯ к тому врачеванию, которое предлагается нам в наступающие дни святого и Великого поста. Церковь хочет, чтобы каждый из нас уразумел, что получить прощение МОЖНО ТОЛЬКО ТОГДА, когда прощаешь других! Мы пребываем в грехе: завидуем, ревнуем, клевещем, раздражаемся, оскорбляемся, долго носим в своих сердцах малейшую обиду, долго помним зло. Такое состояние называется ТЯЖКИМ НЕДУГОМ! Но у нас есть сильное лекарство против такого состояния — БЕЗКОНЕЧНАЯ БЛАГОСТЬ БОЖИЯ! Господь сказал: «Милостивые помилованы будут» (Мф. 5, 7). НЕПРИМИРИМОЙ ЖЕ ЗЛОБЕ УГРОЖАЕТ ПРАВЕДНЫЙ СУД БОЖИЙ И ВЕЧНАЯ МУКА!

Великий пост — это новая для нас в этом году милость Божия и благость.

Чем мы, грешные, можем ответить Богу на эту милость? По призыву Церкви мы должны ответить воздержанием, молитвой, пощением и говением.

По церковному уставу Великий пост проводится верующими людьми в абсолютном воздержании не только от скоромной пищи и пития, но и в воздержании ЯЗЫКА от ВСЕГО ТОГО, ЧТО ВНОСИТ СМЯТЕНИЕ В ДУШУ и СУЕТУ в ЖИЗНЬ! ВОЗДЕРЖАНИЕ есть хороший залог того, что мы можем провести Богом данное время поста с ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА!

Христианин обязан воздерживаться в эти дни НЕ ТОЛЬКО ОТ СКОРОМНОЙ ПИЩИ И ПИТИЯ, но и от ИЗЛИШКА постной пищи. В ЭТОМ СУЩНОСТЬ ПОСТА, НО НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ! В пост христиане БОЛЬШЕ, чем в другое время, стараются ПОСЕЩАТЬ ХРАМ, ГОВЕТЬ, ПРЕБЫВАТЬ в МОЛИТВЕ и БЕЗМОЛВИИ, больше, чем в остальное время, ЧИТАТЬ СЛОВО БОЖИЕ (Евангелие) и РАЗМЫШЛЯТЬ О НЕМ!!! И ПОДВИГАТЬ СЕБЯ ТВОРИТЬ ДОБРО ЛЮДЯМ И ДОБРЫЕ ДЕЛА!

Что еще не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте? Не следует забывать, что пост есть ДРЕВНЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, основанное на примере Христа Спасителя. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, а послушание ей — «выше поста и молитвы». Преп. Ефрем Сирин, вразумляя верующих, в своё время (IV в.) говорил: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище благочестия. Пост довлеет во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здоровья, мир в домах. О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!»  Преп. Серафим Саровский нас наставляет: «… пост не в том, чтобы не есть много… Не следует разбирать между пищей вкусной и невкусной, что свойственно животным. Мы отказываемся от пищи, чтобы усмирить плоть и дать свободу духу. Как Христос укрепил Себя сорокадневным постом, так и подвижники вступали на путь крестный в подвиге поста! Таким образом, пост телесный ЕСТЬ ТОЛЬКО СРЕДСТВО к посту духовному, а этот последний, как говорит преподобный Серафим, ЕСТЬ СРЕДСТВО К СТЯЖАНИЮ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА», а тем самым и СПАСЕНИЯ! Поэтому-то и важно ТЕЛЕСНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ соединять с ВОЗДЕРЖАНИЕМ ДУХОВНЫМ!

Наконец, нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69-го Апостольского Правила: если кто из членов клира или причта «не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхой, или же в среду, пяток, КРОМЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ОТ НЕМОЩИ ТЕЛЕСНЫЯ, да будет извержен из сана. Аще же мирянин — да будет отлучен (от Церкви)». Мы знаем — ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ СПАСЕНИЯ!

Однако не всякий может строго воздерживаться во всём и лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей телесных. «МОГИЙ ВМЕСТИТЬ, ДА ВМЕСТИТ» (Мф. 19, 12). Пищи необходимо употреблять столько, чтобы тело было другом и помощником душе в совершении добродетелей. Иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа ослабеет в несении подвига поста. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «… причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии НА НАШ СОБСТВЕННЫЙ ДУХ! Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Об этом же говорит и святитель Феофан Затворник: «… основа страстей В ПЛОТИ! Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведён под страсти, и их крепость рушится! Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном, покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли».

Что касается ограничений в еде во время поста — они прописаны в Типиконе (Уставе), их цель — воздержание плоти. Исключаются мясные, молочные блюда, яйца и рыба. В некоторые дни и без растительного масла. Каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может нести пост в полном объёме, и будет ему благо. Другому надо, наоборот, ослабить пост. Поститься не так строго по Уставу могут болеющие люди, ибо болезнь  это тоже своеобразный пост (смирение плоти). Болеющим или имеющим хронические заболевания надо поститься, как рекомендуют врачи. Своя мера поста у беременных, детей, кормящих матерей, военнослужащих и работающих во вредных условиях на производстве, а также у учащихся. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ЛУЧШЕ НА ПОСЛАБЛЕНИЕ ПОСТА ИСПРОСИТЬ благословение у вашего духовника (настоятеля или настоятельницы монастырей насельникам их) или у своего приходского священника, пояснив причину послабления. В таком случае пища благословлённая будет вам лекарством и не будет считаться несоблюдение поста в полной мере — грехом.

Восприимем, дорогие отцы, братие и сестры, новый призыв нынешнего года как дар Божьего милосердия, как дар НАШЕГО СПАСЕНИЯ! Принесём Богу воздержание и покаяние, очистим наши души от всякой скверны, причастимся СВЯТЫХ и ЖИВОТВОРЯЩИХ ТАИН ХРИСТОВЫХ. ДА будет для нас настоящий пост духовной весной!

ГОСПОДИ, КОЛЕННОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ И ПОСТ РАБОВ ТВОИХ ПРИИМИ ныне, ПРОСТИ НАС и ДАРУЙ нам СВОЕ НЕБЕСНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ! АМИНЬ.

 

 

 

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
СМИРЕННЫЙ НИКОН,
МИТРОПОЛИТ УФИМСКИЙ И СТЕРЛИТАМАКСКИЙ,
ГЛАВА БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ РПЦ (МП).

Богоспасаемый град УФА.                           Март 2021 г. от Р. Х.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.