7-й Вселенский собор: как правильно почитать иконы

Почитание икон было предметом споров очень долгого времени. Итогом стало повсеместное исполнение постановления Седьмого Вселенского собора, в нем в частности говорится:
" ...Кратко сказать, мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историей Евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому, что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании, мы, шествующие царским путем, следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической (соборной - ред.) Церкви, - ибо знаем, что в ней обитает Дух Святый, - со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или (мозаичных) плиток, или из какого либо другого вещества, только бы были сделаны приличным образом, и будут ли находится в святых церквах Божиих на святых сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и непорочной владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. - Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним, и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение (τιμητικὴν προσκύνησιν - почитательное поклонение - ред.), но никак не то истинное служение (λατρείαν), которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их (свечами - ред.), подобно тому, как делают это и в честь изображения Честнаго и Животворящего Креста, святых ангелов и других священных приношений, и как, по благочестивому стремлению делалось это обыкновенно и в древности: потому честь, воздаваемая иконе относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси (τῆν ὑπόστασιν - личности - ред.) изображенного на ней".

Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т.7. С. 284-285. Казань, Центральная типография, 1909 г. 382+IV с.

епархия-уфа.рф