Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери был по времени и по расстоянию самым продолжительным в России. Он продолжался практически весь год. В родную церковь в Табынске и на место своего явления икона возвращалась лишь на 9-ую пятницу по Пасхе Христовой, все остальное время она была в пути. Она всегда упоминалась в месяцесловах как православная святыня общероссийского значения.
История
Первое явление
Первое явление Табынской иконы Божией Матери случилось приблизительно в 1570-х годах. Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шел вечером с сенокоса, и, проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. Ему было видение Богоматери, и на третий день проходя там же он снова услышал Ее глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дуба икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте ногайскую дорогу. Один, из них был соленым и несколько белесоватого оттенка, а другой, с лева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню, где и стали молится перед святыней. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному.
Второе явление.
Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако в Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, а чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте.
История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников: по древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы, в период 1593-98 год возрождается Вознесенская пустынь и в ближайшей крепости Солеварного городка строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския». Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.
Третье явление.
Третье явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1692 году в районе Солеварного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря, учреждается содержание храму. Однако в 1708 году, согласно предания, при разрушении Солеварного городка, Табынская икона снова пропала.
Четвертое явление.
Четвертое явление Табынской иконы вероятно произошло в 1740-41 году. Три башкира-пастуха у соленых ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, стоящую на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они ее стали рубить и колоть, однако она долго оставалась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась, а пастухи сейчас же ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришел священник, икона поддалась людям. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причем перенесение иконы в сопровождалось исцелениями. Исцелились и пастухи башкиры. Причем только один из них, самый молодой, крестился. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Ее возили освидетельствовать в Уфу и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы, и был подтвержден многочисленными знамениями.
Интересна судьба этого младшего башкира. Так, по сохранившимся преданиям он жил около 130 лет, а возможно и больше, проводил жизнь подвижническую и умер 1880 году под Челябинском.
Крестные ходы.
Традиция крестных походов берет свое начало с периода Пугачевского восстания. К началу XIX века, как свидетельствует В.И.Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. Епархиальное утверждение крестного хода произошло в 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) (1835-49) в честь избавления города Стерлитамака от холеры.
Расширение хода до города Оренбурга началось во время холеры, когда за 1848-53 годы в Оренбурге умерла большая часть населения.
12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за №250 утверждалось постоянное совершение крестного похода по Императорскому повелению.
В XX веке это уже грандиозный поход, состоящий в году из двух частей. Первая из них была наиболее продолжительна и соврешалась на протяжении более чем 4000 верст. Этот отрезок пути охватывал собой Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды Уфимской епархии, всю Оренбургскую епархию, города Тобольск и Кустанай. В январе-феврале крестный ход заканчивался в Бузулукском уезде Самарской епархии и на Великий пост возвращался в с.Табынское. Вторая часть Крестного хода начиналась в субботу на пасхальной седмице. Икону приносили в Уфу и ее окрестности, а в Духов день возвращали назад. В связи с этим Крестным ходом во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера связанные с Табынской иконой Божие Матери.
Советские времена
Во время Гражданской войны по благословению уфимского епископа Андрея (Ухтомского) икона перенесена в Китай, где в 1948 году исчезла.
В Советские времена празднование Девятой пятницы всячески пресекалось властями.
Сегодня
На сегодня имеется несколько списков с Табынской иконы Богородицы. Через них Господь и поныне совершает чудеса, по молитвам Пречистой Своей Матери.
По материалам Открытой Энциклопедии
Молитвы
Тропарь, глас 4:
Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево,
честныя Твоея Табынския иконы, Владычице,
яже паче лучей солнечных возсия, от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего,
источаеши целебныя дары с верою к тебе притекающим,
Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова,
покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, едину Благословенную.